Содержание

Локальный акт о локальном акте — Блог инспектора народного образования

С вступлением в силу нового законодательства об образовании в общеобразовательной организации (далее — ОО) возникла необходимость внесения изменений и дополнений практически во все локальные  акты, а также в подготовке новых. Их более сотни. В такой ситуации руководству ОО приходится привлекать к нормотворческой деятельности различных работников учреждения, порой не имеющих достаточного опыта  нормотворческой деятельности.

В этом случае полезным может оказаться специальный локальный нормативный акт, например,  Положение о локальном нормативном акте общеобразовательной организации.

Наличие такого документа позволит установить  единые требования к локальным нормативным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению,  вступлению в силу,  отмене, внесению изменений и т.д.

Поскольку подобные локальные нормативные  акты в практике общеобразовательных организаций встречаются редко, предлагаем один из вариантов такого документа.

 

Положение о нормативном локальном акте общеобразовательной организации (наименование ОО).  

I.Общие положения

1.1. Положение о нормативном локальном акте общеобразовательной организации …(далее — Положение»)  устанавливает единые требования к нормативным локальным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению,  вступлению в силу,  внесению изменений и отмене.

1.2.Настоящее Положение является нормативным локальным актом ОО и обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений.

1.3.Положение подготовлено на основании закона «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), Устава ОО.

1.4.Локальный нормативный акт ОО (далее – локальный акт) – это нормативный правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения   в ОО  в пределах своей компетенции  в соответствии с законодательством Российской Федерации,  в порядке, установленном  Уставом ОО.

1.5. Локальные акты ОО действует только в пределах данной общеобразовательной организации и не  могут регулировать отношения вне её.

1.6. Локальные акты издаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности ОО, в том числе по вопросам, регламентирующим правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

1.7. Локальные акты,  соответствующие всем требованиям законодательства РФ, являются обязательными к исполнению всеми участниками образовательных отношений.

1.8. Нормы локальных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников ОО по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене ОО.

1.9. Локальные акты ОО утрачивают силу (полностью или в отдельной части) в следующих случаях:

  • вступление в силу акта, признающего данный локальный акт утратившим силу;
  • вступление в силу локального акта большей юридической силы, нормы которого противоречат положениям данного  локального акта;
  • признание судом или иным уполномоченным органом государственной власти локального  акта ОО противоречащим действующему законодательству.

1.10.. Локальный акт ОО, утративший силу,  не подлежит исполнению.

II.Цели и задачи

Целями и задачами настоящего Положение являются:

  • создание единой и согласованной системы локальных актов ОО;
  • обеспечение принципа законности в нормотворческой деятельности ОО;
  • совершенствование процесса подготовки, оформления, принятия  и реализации локальных актов;
  • предотвращение дублирования регулирования общественных и образовательных отношений в ОО.

Ш. Виды локальных актов

3.1. В соответствии с Уставом деятельность ОО регламентируется следующими видами локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим.

3.2.Локальные  акты  ОО  могут быть классифицированы:

а) на группы в соответствии с  компетенцией ОО:

  • локальные акты организационно-распорядительного характера;
  • локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса;
  • локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и организацию учебно-методической работы;
  • локальные акты регламентирующие деятельность органов самоуправления ОО;
  • локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность;
  • локальные акты, обеспечивающие ведение  делопроизводства.

б) по критериям:

  • по степени значимости: обязательные и  необязательные;
  • по сфере действия: общего характера и специального характера;
  • по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников ОО и не распространяющиеся на всех работников организации;
  • по способу принятия: принимаемые руководителем ОО единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений;
  • по сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия;.
  • по сроку хранения:  постоянного хранения , 75 лет  и  другие.

IV.Порядок подготовки  локальных актов

В ОО устанавливается следующий порядок подготовки  локальных актов:

4.1. Инициатором подготовки локальных актов могут быть:

  • учредитель;
  • органы управления образованием;
  • администрация ОО в лице её руководителя, заместителей руководителя;
  • органы государственно-общественного управления ОО;
  • структурное подразделение ОО;
  • участники образовательных отношений.

Основанием для подготовки локального акта могут также являться изменения в законодательстве РФ (внесение изменений, издание новых нормативных правовых актов).

4.2. Проект локального акта готовится отдельным работником или группой работников по поручению руководителя ОО, а также органом самоуправления ОО, который выступил с соответствующей инициативой.

4.3. Подготовка локального акта включает в себя изучение законодательных и иных нормативных актов, локальных актов ОО, регламентирующих те вопросы, которые предполагается отразить в проекте нового акта, и на этой основе  выбор его вида, содержания и представление его в письменной форме.

4.4. Подготовка наиболее важных локальных актов (проектов решений собраний, педсоветов, органов самоуправления, приказов, положений, правил) должна основываться на результатах анализа основных сторон деятельности ОО, тенденций её развития и сложившейся ситуации.

4.5. По вопросам приема на работу, переводов, увольнений, предоставления отпусков, поощрений или привлечения сотрудников к дисциплинарной или материальной ответственности издаются приказы, в соответствии с ТК РФ.

4.6. Проект локального  акта  подлежит обязательной правовой экспертизе и проверке на литературную грамотность, которые проводятся ОО самостоятельно либо с участием привлеченных специалистов. Локальный  акт, не прошедший правовую экспертизу,  не подлежит рассмотрению и принятию.

4.7.Проект локального акта может быть представлен на  обсуждение. Формы представления для обсуждения могут быть различными, например, размещение проекта локального акта на информационном стенде в месте, доступном для всеобщего обозрения, на школьном сайте, направление проекта заинтересованным лицам, проведение соответствующего собрания с коллективным обсуждением проекта локального акта и т.д.

4.8.При необходимости локальный акт проходит процедуру согласования.

4.9.Сроки и порядок разработки проекта локального акта, порядок его согласования устанавливается локальным актом по ведению делопроизводства в ОО.

V.Порядок принятия и утверждения локального акта

5.1.Локальный акт, прошедший правовую и литературную экспертизу, а также  процедуру согласования, подлежит принятию и утверждению руководителем ОО в  соответствии с  Уставом ОО.

5.1.Локальные акты ОО могут приниматься руководителем, общим собранием трудового коллектива, советом трудового коллектива, педагогическим советом, Методическим советом, органом государственно-общественного управления либо иным органом самоуправления ОО, наделенным полномочиями по принятию локальных актов в соответствии с уставом ОО – по предметам их ведения и компетенции.

5.2.При принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.

5.3.Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а также локальные акты, принятые с нарушением порядка учета мнения представительного органа работников.

5.4. Прошедший процедуру принятия локальный акт утверждается руководителем ОО. Процедура утверждения оформляется либо подписью, либо приказом руководителя ОО.

5.5.Локальный акт  вступает в силу с момента, указанного в нем, либо, в случае отсутствия такого указания, по истечении 7 календарных дней с даты принятия данного локального акта.

Датой принятия локального акта, требующего  утверждения руководителем ОО, является дата такого утверждения.

5.6. После утверждения локального акта проводится процедура ознакомления с ним участников образовательных отношений, на которых распространяются положения  данного локального акта. Ознакомление  с локальным актом  оформляется в виде росписи   ознакомляемых лиц с указанием даты ознакомления либо на самом локальном акте, либо на отдельном листе ознакомления, прилагаемым к нему, либо в отдельном журнале.

 VI. Оформление локального акта

Оформление локального акта выполняется в соответствии  с требованиями «Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения», а также нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»). При этом:

6.1.Структура локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия локального акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

6.2.Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

6.3.Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

6.4.Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

6.5.Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

6.6. Локальный акт излагается на государственном языке  РФ и должен соответствовать литературным нормам.

6.7.Структура локального акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей логическое развитие и правильное понимание данного локального акта.

6.8. В локальных актах даются  определения вводимых юридических, технических и других специальных терминов, если они не являются общеизвестными и неупотребляемыми в законодательстве Российской Федерации и региональном законодательстве.

6.9.Не допускается переписывание с законов. При необходимости это делается в отсылочной форме.

VII. Основные  требования к локальным актам          

Локальные акты ОО должны соответствовать следующим требованиям:

7.1. Положение

lдолжно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его   наименование, грифы: принято, утверждено,  согласовано; регистрационный номер, текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения и  согласования.

7.2. Правила

должны содержать следующие обязательные реквизиты :обозначение вида локального акта; его наименование, грифы принятия и утверждения; текст,  соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения, регистрационный номер.

7.3.Инструкции

должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его наименование;  грифы  принятия и утверждения; текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения; регистрационный номер.

7.4.Постановление

должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта, его наименование, место и дату принятия, текст, соответствующий его наименованию; должность, фамилию, инициалы и подпись лица, вынесшего постановление; оттиск печати.

7.5. Решения

должны содержать следующие обязательные реквизиты:  обозначение вида локального акта; место и дату принятия,  текст, должность, фамилию, инициалы и подпись лица, принявшего решение, оттиск печати.

7.6. Приказы и распоряжения руководителя ОО должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта и его наименование; место и дату принятия, регистрационный номер,    текст, должность, фамилию, инициалы и подпись руководителя ОО. Приказы и распоряжения выполняются на бланке ОО.

7.7. Протоколы и акты

должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта;  место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст, содержащий повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых определенных (юридически значимых) действий либо отсутствие определенных фактов; должность, фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или принимавших участие в составлении протокола или акта.

7.8. Методические рекомендации

должны содержать следующие обязательные реквизиты:  обозначение вида локального акта, место и дату принятия,  его наименование,  текст, соответствующий его наименованию и содержащий указание на вид, наименование и дату принятия правил или инструкций, нормы которых разъясняются, конкретизируются или детализируются методическими рекомендациями;  должность, фамилия, инициалы лица (лиц), составивших методические рекомендации.

7.9. Программы и планы

должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; место и дату принятия, наименование и текст локального акта, соответствующие его наименованию.

7.10. Должностная инструкция

Должностная инструкция работника должна содержать следующие разделы: общие положения;  основные задачи,  права,  предоставляемые работнику и его обязанности; взаимодействия; ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение  (неисполнение) обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;  требования к работнику.

При разработке должностных инструкций работников рекомендуется руководствоваться  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

7.11.При подготовке локальных актов, регулирующих социально-трудовые отношения (например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.) следует руководствоваться рекомендациями о них.

7.12.Среди локальных  актов ОО высшую юридическую силу имеет Устав ОО. Поэтому  принимаемые в ОО локальные акты не должны противоречить  его Уставу.

VIII. Документация

8.1. Локальные акты проходят процедуру регистрации в специальном журнале.

8.2.Обязательной регистрации подлежат положения, правила, инструкции, приказы и распоряжения руководителя ОО.

8.3. Регистрацию локальных актов осуществляет ответственный за ведение делопроизводства согласно инструкции по делопроизводству в ОО.

8.4. Регистрация положений, правил и инструкций осуществляется не позднее дня их утверждения руководителем ОО, приказов и   распоряжений руководителя ОО — не позднее дня их издания.

 IX. Порядок внесения изменения и дополнений в локальные акты

9.1. В действующие в ОО локальные акты могут быть внесены изменения и дополнения.

9.2. Порядок внесения изменений и дополнений в локальные акты ОО определяется в самих локальных актах. В остальных случаях изменения и дополнения осуществляются в следующем порядке:

9.2.1. внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном в локальном нормативном акте, на основании которого вносятся изменения;

9.2.2. изменения и дополнения в локальные акты: положения принятые без согласования с органом управления (самоуправления), правила, инструкции, программы, планы, постановления, решения, приказы и распоряжения руководителя ОО, вносятся путем издания приказа руководителя ОО о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт;

9.2.3. изменения и дополнения в положения, принятые после согласования с органом государственно-общественного управления (самоуправления),  вносятся путем  издания приказа руководителя ОО о внесении изменений или дополнений в локальный акт с предварительным получением от него согласия.

9.3.Изменения и дополнения в локальный акт вступают в силу с даты, указанной в приказе о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт, а в случае отсутствия указания в нем даты —  по истечению 7 календарных дней с даты вступления приказа о внесении изменений или дополнений в локальный акт в силу.

9.4.Изменения и дополнения в предписания и требования, протоколы и акты, методические рекомендации, акты о признании локальных актов утратившими силу, не вносятся.

X.  Заключительные положения

10.1.Настоящее Положение подлежит обязательному согласованию с органом самоуправления ОО.

10.2. Положение вступает в силу с даты его утверждения руководителем ОО.

10.3.Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения о локальных актах.

10.4.Вопросы, не урегулированные  настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом ОО и иными локальными нормативными актами ОО.

Примечание.1.Разделы 6 и 7 Положения  могут быть оформлены в виде Инструкции, прилагаемой к нему, а в Положении делается только отсылка. То же можно сделать и с рядом других разделов или отдельных пунктов по усмотрению разработчика.

2.  За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных в локальных актах ОО:

  • сотрудники ОО несут ответственность в соответствии с Уставом ОО, ТК РФ;
  • обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), несут ответственность в порядке и формах, предусмотренных законодательством РФ, локальными нормативными актами ОО,  Уставом ОО.

eduinspector.ru

Локальные нормативные акты в образовании

Место локальных нормативных актов в правовом регулировании образования

Локальным нормативным актом называется официальный правовой документ, принятый компетентным органом организации и регулирующий правовые отношения в рамках данной организации. При принятии такого акта нужно иметь в виду, что  правовая деятельностьобразовательной организации регулируется системой законов и норм, принятых на более высоких уровнях. В иерархии правовых норм локальные акты организации занимают последнее место. Таким образом, возникает необходимость согласовать его с правовыми нормами более общего применения.

Правовую компетенцию локального нормативного акта в образовании устанавливает статья 28 Закона об образовании. Вопросы, связанные с применением локальных актов образовательной организации, подробно описаны в статье 30 Закона об образовании. Деятельность образовательной организации состоит не только в осуществлении образовательного процесса, организация выполняет также функции работодателя и хозяйственной единицы, и в этих областях также самостоятельно принимает нормативные акты. Однако, эти стороны деятельности образовательного учреждения не регулируются непосредственно Законом об образовании. Их необходимо согласовывать с трудовым законодательством, с законами и нормами, которые регулируют деятельность хозяйственных единиц.

Таким образом, при принятии локальных нормативных актов образовательного учреждения необходимо следить за согласованием с правовыми нормами в образовании, а также с нормами в сферах трудового, хозяйственного права,  и других сфер, где осуществляет деятельность образовательная организация.

Отношение локальных нормативных актов организации к нормативным актам в образовании

Деятельность любой образовательной организации от детского сада до университета регламентируется на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях, на уровне органов местного самоуправления.  К международным правовым актам в образовании относятся, например, Конвенция «О правах ребенка», Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» и другие международные нормативные акты, ратифицированные Российской Федерацией.

На федеральном уровне образование регулируется статьей 43 Конституции Российской Федерации о праве на образование, где гражданам даются гарантии на общедоступное бесплатное дошкольное, основное, средне-профессиональное и высшее образование в государственных и муниципальных учреждениях. К  федеральному уровню относится также Закон об образовании, регулирующий основные и общие вопросы деятельности образовательной организации. Другие менее общие вопросы жизнедеятельности образовательной организации регулируются, например, законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», где в  статье 1.4 указана образовательная деятельность. Также, законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где статья 4.27 закрепляет особенности организации и проведения проверок в сфере образования, введенные законом о внесении поправок в связи с принятием закона об образовании (от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Федеральными органами исполнительной власти также издаются нормативно правовые документы в образовании, играющие большую роль в регулировании образовательных отношений. Это Постановления Правительства, Приказы Министерства образования и науки, Указы Президента.

На региональном уровне законодательная и исполнительная власти принимают законы, издают постановления, приказы и указы, касающиеся жизнедеятельности образовательной организации, которые нужно принимать во внимание при принятии локально- нормативных актов в образовательной организации. Разумеется, большое значение для образовательного учреждения имеют приказы, распоряжения и акты органов местного самоуправления.

Отношение локальных нормативных актов в образовании к правовым нормам в области трудовых отношений

Локальное нормотворчество образовательного учреждения, поскольку оно является субъектом трудовых отношений, регулируется правовыми нормами о труде. Источником права в этой области является Трудовой Кодекс РФ, где в статье 8 работодатель наделяется правом издавать локальные нормативные акты.

При принятии локальных нормативных актов в образовании необходимо иметь в виду, что они не могут ухудшать положение работника по сравнению с тем, что гарантировано Трудовым Кодексом. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты.

В тех случаях, когда в организации заключен коллективный договор, обязывающий работодателя принимать во внимание решения профсоюзной организации, работодатель не вправе издавать нормативные акты, нарушающие это условие. Однако, если такого договора нет, работодатель не обязан принимать во внимание решения и отчитываться перед профсоюзом.

Таким образом, сложная правовая среда, в которой существует современное образовательное учреждение, обязывает его, как издателя правовых актов, следить за изменениями в нормах права на местном, международном, федеральном, региональном уровнях.

www.menobr.ru

Новый перечень локальных актов по Закону об образовании в РФ

Проверяющие органы продолжают терроризировать школы по поводу локальных актов. Сколько ни делай, каждый раз находится новый отсутствующий документ. Закон об образовании довольно широко трактует некоторые моменты, к тому же их список раскидан практически по всем статьям.

В помощь администраторам предлагаем полный перечень локальных актов для образовательной организации по «Закону об образовании в РФ».

Кстати, этот перечень представлен Рособрнадзором!

  1.  В соответствии с частью 2 статьи 30 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальный нормативный акт, регламентирующий правила приема в образовательную организацию.
  2.  В соответствии с частью 5 статьи 55 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация определяет локальным нормативным актом условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
  3. В соответствии с частью 2 статьи 30 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальный нормативный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся.
  4. В соответствии пунктом 1 части 3 статьи 28 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация разрабатывает и принимает правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка.
  5. В соответствии с частью 7 статьи 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация определяет локальным нормативным актом режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
  6.  В соответствии с частью 2 статьи 30 закона «Об образовании в Российской Федерации», частью 1 статьи 58 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальный нормативный акт, регламентирующий формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости п промежуточной аттестации обучающихся.
  7.  В соответствии с частью 2 статьи 30 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся.
  8.  В соответствии с частью 2 статьи 30 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальный нормативный акт, регламентирующий порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
  9. В соответствии частью 5 статьи 14 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой.
  10. В соответствии частью 6 статьи 14 закона «Об образовании в Российской Федерации» язык, языки образования определяются локальными нормативными актами образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам.
  11. В соответствии частью 5 статьи 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» локальным нормативным актом образовательной организации определяются формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  12. В соответствии частями 2 и 4 статьи 27 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация разрабатывает положения о структурных подразделениях образовательной организации (при наличии).
  13. В соответствии с частью 4 статьи 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация предусматривает локальным нормативным актом случаи выдачи обучающимся документов, подтверждающих их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  14. В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы.
  15.  В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок освоения наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  16. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  17.  В соответствии с пунктом 21 части I статьи 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок пользования обучающимися лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.
  18.  В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 34 закона «Об образовании в Российской Федерации», частью 4 статьи 53 закона «Об образовании в Российской Федерации», частью 4 статьи 57 закона «Об образовании в Российской Федерации», частью 4 статьи 61 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация предусматривает локальным нормативным актом иные права и обязанности обучающегося.
  19. В соответствии с частью 4 статьи 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок посещения обучающимися гю своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом.
  20.  В соответствии с частью 3 статьи 35 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги.
  21.  В соответствии с частью 16 статьи 36 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация локальным нормативным актом вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.
  22.  В соответствии с частью 1 статьи 38 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация вправе устанавливать локальным нормативным актом (принимаемым с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (пли) обучающихся в ней (при его наличии) требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено законом «Об образовании в Российской Федерации».
  23.  В соответствии с частью 6 статьи 45 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.
  24.  В соответствии с пунктом 7. 8 части 3 статьи 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом порядок доступа педагогических работников к информационно- телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  25.  В соответствии с частью 6 статьи 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» локальным нормативным актом образовательной организации определяется соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года, с учетом количества часов но учебному плану, специальности и квалификации работника.
  26.  В соответствии с частью 3 статьи 52 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
  27. В соответствии с частью 5 статьи 54 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация устанавливает локальным нормативным актом основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг.
  28.  В соответствии с частью 2 статьи 62 закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация определяет локальным нормативным актом порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации

uroki73.ru

Локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты МБОУ “Школа №51”

В соответствии с 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Режим занятий обучающихся

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся

Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся

Порядок оформления возникновения, изменения, приостановления и прекращения образовательных отношений

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.

Порядок учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся

Порядок учета мнения профсоюзной организации работников

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Локальные нормативные акты школы по направлениям деятельности:

Положение о локальных актах

Положение о языках образования

Положение о формах получения образования

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся

Положение об обучении по индивидуальному учебному плану

Положение о проектной деятельности 

Правила внутреннего распорядка обучающихся

Положение о требованиях к одежде, школьной форме и внешнему виду обучающихся

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Положение о применении к обучающимся и снятии с обучающихся  мер дисциплинарного взыскания

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о Совете родителей обучающихся

Положение о рабочей программе

Положение о внутришкольном контроле

Положение о порядке организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому

Положение об электронном журнале

Положение о безотметочном обучении

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Положение о портфолио обучающихся

Положение о проектной деятельности обучающихся

Положение об инновационной и экспериментальной работе

Положение о лаборатории моделирования управленческих технологий

Положение об учебно-исследовательской деятельности

Положение о формах получения образования

Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся

Положение о порядке посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом

Положение о классном руководителе

Положение о классах с воспитанием на татарском языке

Положение о совете профилактики правонарушений

Положение о методическом объединении классных руководителей

Положение о родительском собрании

Положение о классном родительском собрании

Положение о родительском комитете

Положение о классном родительском комитете

Положение о структуре и организации сектора (кабинета) по профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми  и подростками

Положение о постановке на внутришкольный профилактический учет обучающихся

Положение о постановке на внутришкольный учет учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении

Положение об аттестационной комиссии

Положение о библиотеке

Положение о дополнительных платных образовательных услугах

Положение о порядке обработки и защите персональных данных в образовательном учреждении

Положение о педагогическом совете

Положение о порядке зачета результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Положение о программе развития

Положение о сетевой форме реализации программ

Положение о языках образования

edu.tatar.ru

Локальные акты образовательного учреждения

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О формировании организационной нормативной основы функционирования образовательных учреждений

Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным Законом РФ “Об образовании” самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.

На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со ст.2 Закона РФ “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это – компетенция образовательного учреждения. За органами образования – рекомендации и контроль.

Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:

1. Определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с утвержденным уставом;

2. Разработка локальных актов образовательного учреждения как юридического документа в соответствии с установленной формой;

3. Определение задач и функций государственно-общественных форм самоуправления образовательного учреждения;

4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.

Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях “Локальные акты образовательного учреждения” Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.

Пункт 1.7 “б” ст.13 “Устав образовательного учреждения” Закона РФ “Об образовании” показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: “структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности”. Поэтому необходимо определить:

– какие органы управления действуют в данном образовательном учреждении;

– каковы их функциональные управленческие связи;

– действуют ли они в соответствии с утвержденным положением (локальным актом).

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения (п.2 ст.35 Закона РФ “Об образовании”).

Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Технология составления положений

Положение – это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, учреждений и их структурных подразделений.

Как правило, положения состоят из следующих разделов:

1. Общая часть (общие положения).

2. Взаимосвязи с другими органами самоуправления.

3. Основные задачи.

4. Функции (обязанности).

5. Права.

6. Ответственность.

7. Организация управления.

8. Делопроизводство.
Раздел “Общая часть (общие положения)” включает в себя:

– определение статуса органа самоуправления в системе управления;

– указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется;

– степень самостоятельности;

– участие в реализации целевой программы или выполнении целевых функций управления.

Раздел “Основные задачи” определяет:

– направление деятельности органов самоуправления;

– задачи, за выполнение которых несет ответственность данный орган самоуправления.

Раздел “Функции (обязанности)” содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел “Права” определяет права органа самоуправления, обеспечивающие выполнение этим подразделением своих функций.

Раздел “Организация управления” содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел “Взаимосвязи с другими подразделениями” разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) – всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.

Раздел “Ответственность” предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: “орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций”.

Раздел “Делопроизводство” – это ведение протоколов заседаний, планирование деятельности, составление отчетов.

Технология составления должностных инструкций

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Задачи и функции органа управления образовательного учреждения, определенные в Положении, детализируются в должностных инструкциях и распределяются между работниками таким образом, чтобы не было дублирования работ и сохранялась последовательность выполнения операций, причем сложные операции закрепляются за работниками более высокой квалификации. Кроме того, каждый работник наделяется правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей и являющимися детализацией прав, предоставленных органу управления в целом.

Должностные инструкции, как правило, разрабатывает руководитель органа управления с помощью самих работников, для которых они издаются. При этом учитывается весь объем свойственных данному органу управления работ. В спорных случаях проводятся т.н. фотографии рабочего дня. Должностные инструкции рекомендуется пересматривать и обновлять, по мере необходимости, в связи с изменением функции органов управления.

Как правило, должностная инструкция руководителя или работника должна содержать пять разделов:

1. Общие положения.

2. Основные задачи.

3. Права.

4. Ответственность.

5. Требования к работнику.

В разделе “Общие положения” определяется точное наименование должности работника. Это необходимо для определения роли должности в конкретных условиях деятельности образовательного учреждения, уровня оплаты труда работника, замещающего должность, условий премирования, а также для правильного решения вопросов социального обеспечения. Наименование должности работника должно отражать характер выполняемой им работы и строго соответствовать действующей номенклатуре должностей. Только определив наименование должности, можно раскрыть ее назначение и определить уровень по оплате труда работника, замещающего эту должность.

Далее определяется подчиненность работника. В соответствии с принципами управления работник должен иметь только одного непосредственного руководителя. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению ответственности как подчиненного, так и самих руководителей.

Кроме того, определяется должностное лицо, которое назначает работника на должность и освобождает его от нее.

Указывается наличие у работника подчиненных.

Этот пункт увязан с разделом “Ответственность”, в котором, в случае наличия подчиненных, оговаривается ответственность не только за собственные действия данного работника, но и за действия подчиненных.

Содержатся указания о порядке замещения работника в случае его временного отсутствия (отпуск, длительная командировка, болезнь и тому подобное). Этот пункт особенно важен в должностных инструкциях руководителей. Если нет четких указаний о должностных лицах, выполняющих обязанности руководителей во время их отсутствия, то это дезорганизует работу учреждения.

Кроме названного, содержит перечень документов (законодательные акты Российской Федерации, устав образовательного учреждения, инструкции, рекомендации и так далее), которыми работник руководствуется в своей­ деятельности.

Раздел “Основные задачи и обязанности” должностной инструкции раскрывает основные задачи работника, вытекающие из задач и функций данного образовательного учреждения.

При этом наиболее точно определяется содержание конкретной задачи или функции, выполнение которой возлагается на работника. Следует отметить, что все функции образовательного учреждения, без исключения, распределяются между работниками, включая и руководителей отдела, управления.

Далее записываются конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач. Этот подраздел важен для руководителей образовательного учреждения, так как содержит вопросы, определяющие обязанности, связанные с организацией деятельности образовательного учреждения. К ним относятся работа по повышению квалификации, подбору и расстановке кадров, внедрению элементов научной организации труда, развитию творческой инициативы работников и другое.

Раздел “Права”. В нем дается перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей. При составлении этого раздела необходимо учитывать фиксацию конкретных прав по направлению деятельности работника с учетом специфики его работы.

Четкое определение прав способствует разрешению спорных вопросов во взаимоотношениях между работниками в образовательном учреждении. Работник в необходимых случаях может отстаивать свои права на основании юридического документа, каким является должностная инструкция.

Предоставление работнику прав способствует полному исполнению возложенных на него обязанностей. Вот почему в следующем разделе должностной инструкции – “Ответственность” – предусматривается одинаковая ответственность как за невыполнение обязанностей, так и за неиспользование предоставленных работнику прав.

Раздел “Ответственность”. В этом разделе можно было бы перечислить все обязанности и права, указав в заглавной части на личную ответственность за их невыполнение или неисполнение. Однако это неоправданно увеличило бы объем каждой инструкции, поэтому рекомендуется определить ответственность одной фразой: “работник несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных должностной инструкцией”.

Содержанием раздела “Требования к работнику” определяются требования к уровню образования и стажу работника, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.

По качеству разработанных нормативных правовых документов в числе основных замечаний отметим следующие:

расплывчатые, чересчур общие формулировки задач и функций не позволяют их конкретизировать и понять;

дублирование – одни и те же задачи, функции выполняются разными подразделениями, органами самоуправления, образовательными учреждениями, работниками;

вакуум – функции, которые необходимо выполнять, не закреплены ни за каким подразделением, работником. При осуществлении таких “беспризорных” функций обычно складываются напряженные ситуации;

неувязка – не предусмотрена взаимная увязка деятельности подразделений, работников. Задачи не выполняются до конца, а потоки документов не согласованы друг с другом;

перегрузка или недогрузка – количество функций, которые необходимо выполнять, определены нерационально, без учета реального объема работ, предусмотренных этими функциями, и нормативов времени на их выполнение;

дисбаланс – несбалансированные функции (обязанности), права и ответственность. При множестве обязанностей и минимуме прав работник устает от должности и начинает проявлять интерес к более сбалансированной работе. Это, в частности, и есть одна из причин конфликтов в коллективах.

Пренебрежительное отношение к разработке положений и должностных инструкций приводит к их несоответствию реальной действительности. В силу вступает правило: то, что не сделано с помощью положений и должностных инструкций, автоматически перекладывается на плечи организаторов. Они вынуждены много времени уделять организации работы органов управления и работников, а неудачные положения и должностные инструкции хранятся только для проверяющих, в качестве аргументов “хорошей организации работы”. В организациях, где положения и должностные инструкции рассматриваются не как документы “для полок”, а как эффективные организационные методы, особое внимание уделяется их периодическому уточнению, обновлению. Такой подход позволяет свое­временно приводить содержание положений, других локальных актов в соответствие с условиями, задачами, потребностями управления образованием на современном этапе развития, обеспечивая совершенствование и, следовательно, гибкость системы управления образовательными учреждениями.

Приводимые в данной публикации рекомендации определяют только основные положения формирования нормативной основы, поэтому они могут быть дополнены на местах самостоятельными разработками, совершенствующими эту систему, но не противоречащими законодательству Российской Федерации в области образования.

Приложение 1

Примерный перечень

локальных актов образовательного учреждения**

1. Положение о совете образовательного учреждения.

2. Положение о педагогическом совете.

3. Положение о попечительском совете.

4. Положение о родительском комитете.

5. Договор образовательного учреждения с родителями.

6. Договор образовательного учреждения с учредителем (учредителями).

7. Правила поведения обучающихся .

8. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

9. Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников.

10. Трудовой договор (контракт) с работниками.

11. Должностные инструкции работников, в том числе административно-хозяйственного персонала, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, психолога и др. по форме:

а) общее положение;

б) должен знать …;

в) функциональные обязанности;

г) права, компетенция;

д) организация деятельности и др.

12. Положение о методическом объединении педагогов.

13. Положение об аттестационной (экзаменационной) комиссии.

14. Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

15. Положение о конфликтной комиссии при проведении устных экзаменов.

16. Положение о временных комиссиях при совете образовательного учреждения (ревизионная, по приемке в эксплуатацию установленного оборудования и др.).

17. Положение о формах получения образования в данном образовательном учреждении (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий, положение о классах коррекции и классах компенсирующего обучения и др.).

18. Положение об объединениях обучающихся, воспитанников (положение о научном обществе обучающихся и др.).

19. Положение о стипендиях для обучающихся.

20. Положение об учебном кабинете.

21. Инструкции по безопасности и правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах, в учебных кабинетах.

22. Решения педагогических советов, приказы по образовательному учреждению.

23. Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

24. Положение о предпринимательской деятельности образовательного учреждения.

25. Положение о конкурсном приеме учащихся в образовательное учреждение.

26. Положения о школьной предметной олимпиаде, о конкурсах.


Приложение 2

Примерный перечень локальных актов

для учреждений начального профессионального образования***

1. Должностные инструкции.

2. Положение о педагогическом совете.

3. Положение о методическом объединении.

4. Положение о методическом совете.

5. Положение о совете учителей НПО.

6. Положение о внебюджетном фонде.

7. Положение о попечительском совете при внебюджетном фонде.

8. Положение о студенческом совете.

9. Положение о студенческом общежитии.

10. Положение о стипендиальном фонде.

11. Положение о материальном стимулировании педагогических работников, о надбавках и доплатах.

12. Положение о студенческом научном объединении.

13. Положение об олимпиаде, конкурсе.

14. Положение о смотре учебных кабинетов, мастерских.

15. Положение о дополнительных образовательных услугах, в том числе платных.

16. Положение об аттестационной комиссии при проведении итоговой аттестации выпускников.

17. Положение о конфликтной комиссии.

18. Положение об экспертной комиссии.

19. Положение о приеме обучающихся.

20. Положение о приемной комиссии.

21. Положение об учрежденческой комиссии по аттестации педагогических ­кадров.

22. Положение о внутриучрежденческом контроле.

23. Положение о родительском комитете.

24. Договор с родителями.

25. Правила внутреннего распорядка.

26. Кодекс чести лицеиста.

27. Договор с базовым предприятием.

28. Положение о производственной практике.

29. Договор о взаимодействии органов местного самоуправления с ПТУ.

30. Положение о получении основного общего образования на базе ПТУ.

«Введено в действие» «Рассмотрено»

Приказ № 3 от 10.01.2014 Протокол № 4 от 10.01.2014

Директор школы Председатель пед.совета

Г.А.Гайзатуллина Г.А.Гайзатуллина

ПОЛОЖЕНИЕ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новотинчалинская средняя общеобразовательная школа им.Н.Г.Фаизова Буинского муниципального района Республики Татарстан» о составлении рабочей программы учителя -предметника
1.Общие положения

1.1. Данное положение составлено на основании следующих документов:


  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

  • Положение содержит требования к оформлению календарно-тематического планирования учителя-предметника.

1.2. Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

  • Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой и требованиями Государственного образовательного стандарта.

  • Календарно-тематическое планирование, разработанное учителем, согласовывается с руководителем методического объединения и утверждается директором школы не позднее 15 сентября.

1.3. Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

  • Определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

  • Определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

  • Формирование рациональной системы работы по вооружению учащихся системой знаний, умений и навыков по предмету.

1.4. Степень разработанности календарно-тематического плана является критерием профессионализма учителя.

1.5. При разработке календарно-тематического плана учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:



  • Прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

  • Разработку программы необходимых мер, последовательности действий;

  • Выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

  • Точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

  • Определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

2. Структура календарно-тематического планирования

учителя-предметника:


    1. Титульный лист.

    2. Пояснительная записка.

  • Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;

2.3.Собственное тематическое планирование учебного предмета.
3. Требования к оформлению титульного листа

Титульный лист должен содержать следующие сведения:



  • «Согласовано»: руководитель РМО…….. /И.О.Ф./, дата

  • «Утверждаю»: директор МБОУ Новотинчалинская СОШ ……/И.О.Ф./, дата

  • Название школы

  • Название документа

  • Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане)

  • Класс

  • Ф. И. О. учителя

  • Учебный год

4. Требования к оформлению пояснительной записки

В пояснительной записке необходимо указать:



  • Документ(ы) на основании которого(ых) составлено календарно тематическое планирование (базисный учебный план, Федеральный государственный стандарт, Примерная программа, авторская программа, рекомендованная МО РФ)

  • УМК учителя (методическое пособие, учебник, рабочие тетради, др.)

  • Класс

  • Количество часов в неделю согласно учебному плану школы: федеральный, региональный, школьный компонент. Количество часов – резерв. Общее количество.

  • Образовательная технология (традиционная, развивающая, др.). Образовательная модель («Школа России», «Гармония», «Школа 2100», др.)

Ii. структура доклада
Порядок зачисления экстернов и обучающихся на индивидуальное обучение.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Локальные акты образовательного учреждения (Рекомендовано…

Действующий

Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным Законом РФ “Об образовании” самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации. На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это – компетенция образовательного учреждения. За органами образования – рекомендации и контроль.

Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:

1. Определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с утвержденным уставом;

2. Разработка локальных актов образовательного учреждения как юридического документа в соответствии с установленной формой;

3. Определение задач и функций государственно-общественных форм самоуправления образовательного учреждения;

4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.

Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях “Локальные акты образовательного учреждения” Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.

Пункт 1.7 “б” ст. 13 “Устав образовательного учреждения” Закона РФ “Об образовании” показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: “структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности”. Поэтому необходимо определить:

– какие органы управления действуют в данном образовательном учреждении;

– каковы их функциональные управленческие связи;

– действуют ли они в соответствии с утвержденным положением (локальным актом).

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения (п. 2 ст. 35 Закона РФ “Об образовании”).

Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Положение – это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, учреждений и их структурных подразделений.

Как правило, положения состоят из следующих разделов:

Раздел “Общая часть (общие положения)” включает в себя:

– определение статуса органа самоуправления в системе управления;

– указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется;

– степень самостоятельности;

– участие в реализации целевой программы или выполнении целевых функций управления.

Раздел “Основные задачи” определяет:

– направление деятельности органов самоуправления;

– задачи, за выполнение которых несет ответственность данный орган самоуправления.

Раздел “Функции (обязанности)” содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел “Права” определяет права органа самоуправления, обеспечивающие выполнение этим подразделением своих функций.

Раздел “Организация управления” содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел “Взаимосвязи с другими подразделениями” разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) – всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.

Раздел “Ответственность” предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: “орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций”.

Раздел “Делопроизводство” – это ведение протоколов заседаний, планирование деятельности, составление отчетов.

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Задачи и функции органа управления образовательного учреждения, определенные в Положении, детализируются в должностных инструкциях и распределяются между работниками таким образом, чтобы не было дублирования работ и сохранялась последовательность выполнения операций, причем сложные операции закрепляются за работниками более высокой квалификации. Кроме того, каждый работник наделяется правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей и являющимися детализацией прав, предоставленных органу управления в целом.

Должностные инструкции, как правило, разрабатывает руководитель органа управления с помощью самих работников, для которых они издаются. При этом учитывается весь объем свойственных данному органу управления работ. В спорных случаях проводятся т.н. фотографии рабочего дня. Должностные инструкции рекомендуется пересматривать и обновлять, по мере необходимости, в связи с изменением функции органов управления.

Как правило, должностная инструкция руководителя или работника должна содержать пять разделов:

dokipedia.ru

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

от 2016г. 2016г. Регистрационный

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МСХА имени К.А.

Подробнее

ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство здравоохранения Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области Государственное бюджетное профессиональное

Подробнее

1. Договор об образовании.

общего образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта. 2.5.При приеме Учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАТИВНОМ ЛОКАЛЬНОМ АКТЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАТИВНОМ ЛОКАЛЬНОМ АКТЕ I. Общие положения 1.1. Положение о нормативном локальном акте (далее Положение) МБОУ СОШ 27 (далее Учреждение) устанавливает единые требования к нормативным локальным

Подробнее

1. Общие положения. 2. Цели и задачи

1. Общие положения 1.1. Положение о разработке, принятии и ликвидации локального нормативного акта Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 76 комбинированного

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ о переводе обучающихся

ПРИНЯТО: На Педагогическом совете Адмиралтейского района Санкт-Петербурга: Протокол от 31.08.2015 1 УТВЕРЖДЕНО: Директор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга: (В.М. Шутова) Приказ от 01.09..2015 48/2-о

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ 59 о локальном акте

МИНОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский техникум судостроения» (ГБПОУ РК «Керченский техникум судостроения») УТВЕРЖДЕНО приказом

Подробнее

6. ОФОРМЛЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО АКТА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и принятия локальных нормативных актов по вопросам регулирования правового положения и должностных обязанностей работников ГБДОУ детского

Подробнее

3. Виды локальных актов

1 управленческой, финансовой, кадровой, образовательной и иной функциональной деятельности внутри МБДОУ д/с 46. Локальные акты МБДОУ д/с 46 действует только в пределах данной общеобразовательной организации

Подробнее

I. Общие положения II. Цели и задачи

I. Общие положения 1.1. Положение о нормативном локальном акте образовательной организации (далее Положение») устанавливает единые требования к нормативным локальным актам, их подготовке, оформлению, утверждению,

Подробнее

3.Классификация локальных актов:

1 ний между работодателем и работниками Образовательного учреждения. Разрабатываются для реализации прав работников, исполнения ими обязанностей, поддержания дисциплины в трудовом коллективе. Нормы локальных

Подробнее

2. Цели и задачи. 3. Виды локальных актов

порядка, не применяются и подлежат отмене в ДОУ. 1.9. Локальные акты ДОУ утрачивают силу (полностью или в отдельной части) в следующих случаях: – вступление в силу акта, признающего данный локальный акт

Подробнее

2. Организация деятельности

Приложение к приказу от 25.07.2014 358/2 Положение о правилах приёма, перевода и отчисления учащихся общеобразовательных организаций Кемеровского муниципального района 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Подробнее

, 10-29/106

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Ломоносова ул., д. 3, г. Ставрополь 355003, Ставропольский край тел. (8652)372-360, факс (8652)372-394 Е-пш1:ш&@81аУпнпоЪг.ги На 14.01.2015,

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ. ЮУ ргау-п-02-29/ Версия 01

ЮУрГ АУ-П-02- Рассмотрено на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ «Я-/?» ДН&/1 Я 2016 г. (протокол УТВЕРЖДАЮ ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ В.Г. Литовченко 2016 г. «от «2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ изменений

Подробнее

2. Порядок отчисления учащихся

1 2 1.3. Настоящее Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся (далее- Положение) разработано с целью обеспечения реализации и соблюдения конституционных прав граждан

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ. МОУ СОШ 20 г. Ейска

УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МОУ СОШ 20 г. Ейска (протокол 7 от 27.03.2014 г.) Директор Л.Г. Федь ПОЛОЖЕНИЕ МОУ СОШ 20 г. Ейска МО Ейский район об организации приёма в школу и о прекращении

Подробнее

«Средняя школа 43» г. Нижневартовска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 43» г. Нижневартовска РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете с Советом родителей Директор МБОУ «СШ 43» «31» августа

Подробнее

docplayer.ru