Содержание

План введения профстандарта

                                           1.  Организационно- управленческие мероприятия (подготовительный этап)

№ п/п

                    Мероприятие

  Предполагаемый результат

Ответственный

Срок исполнения

1.1

Издание приказа директора МБОУ Митякинской СОШ  о создании комиссии по внедрению профессиональных стандартов в образовательном учреждении

Приказ

Директор школы

23 июня 2017

1.2

Изучение нормативных документов по внедрению профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н( с изменениями) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;

Приказ Минтруда России от08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Приказ Минтруда Росси от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог»

Подготовка информационно-методических материалов (на сайт, стенд, для использования в выступлении на педсовете)

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 июня 2017

1.3

Определение перечня локальных актов МБОУ Митякинской СОШ, в которые необходимо внести изменения в связи с введением профессиональных стандартов

Перечень локальных актов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 июня 2017

1.4

Внесение изменений в локальные акты МБОУ Митякинской СОШ в связи с введением профессиональных стандартов

Документы о внесении изменений в локальные акты

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 1 августа 2018

1.5

Создание аттестационной комиссии для проверки соответствия квалификации педагогов квалификационным требованиям профессиональных стандартов

Положение об аттестационной комиссии

 

 

Приказ об аттестационной комиссии

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Директор школы

До 1 августа 2018

 

 

До 15 августа 2016

2.  Организационно- управленческие мероприятия (основной  этап)

№ п/п

                    Мероприятие

  Предполагаемый результат

Ответственный

Срок исполнения

2.1

Определение профессиональных стандартов, планируемых к использования в МБОУ Митякинской СОШ

Таблица должностей и соответствующих профессиональных стандартов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 августа 2017

2.2

Ознакомление с порядком проведения аттестации сотрудников под роспись

Таблица ознакомления

ЗУВР

До 20 августа 2017

2.3

Утверждение изменений в локальные нормативные акты:

Коллективный договор,

Правила внутреннего трудового распорядка,

Положение об оплате труда,

Должностные инструкции,

Приложение к Трудовым договорам.

Локальные нормативные акты

Педагогический совет

30 августа 2019

2.5

Составление Перечня должностей штатного расписания и соответствующих профстандартов по видам деятельности.

Перечень должностей штатного расписания и соответствующих профстандартов по видам деятельности

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 августа 2017

2.6

Составление Перечня должностей согласно части второй статьи 57 ТК РФ и статьи 195.3, для которых обязательно введение профессиональных стандартов.

Перечень с указанием нормативных документов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 августа 2017

2.7

Сверка наименований должностей работников в штатном расписании с наименованиями должностей соответствующих профстандартов и квалификационных справочников

Заключение о расхождении

 

 

 

Проект штатного расписания

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Директор школы

До 30 августа 2017

 

 

До 5 сентября 2017

2.8

Провести актуализацию трудовых договоров, должностных инструкций и иных локальных актов с учетом профессиональных стандартов

Заключение комиссии по результатам актуализации по каждой должности

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 15 сентября 2019

2.9

Рассмотрение промежуточных итогов внедрения профстандарта на совещаниях при директоре

Внедрение профессиональных стандартов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Один раз в квартал с 1 сентября 2017

2.10

Ежегодно заслушивать отчет о выполнении плана мероприятий по внедрению профессионального стандарта

Отчёт комиссии

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Декабрь 2017,2018, 2019

3. Организация методического и информационного обеспечения введения профессиональных стандартов

3.1

Ознакомление педагогов школы с нормативными документами по внедрению профессиональных стандартов

Таблица ознакомления

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 1 июля 2017

3.2

Доведение до работников МБОУ Митякинской СОШ информации о нормативных актах, регулирующих введение профессиональных стандартов и порядке их введения

Сайт МБОУ Митякинской СОШ

 

Уголок с материалами профстандарта

Заместитель по УВР

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 1 сентября 2018

До 1 сентября 2018

3.3

Проведение тестирования педагогов МБОУ Митякинской СОШ  на знание содержания профессионального стандарта

Аналитический отчет по результатам тестирования

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 15 сентября 2018

3.4

Обсуждение хода внедрения профстандарта на собрании коллектива

Повышение методической грамотности педагога

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Раз в четверть с 1 сентября 2017

4. Организация аттестации и профессиональной подготовки педагогов МБОУ Митякинской СОШ в соответствии с профессиональными стандартами

4.1

Определение необходимости профессиональной подготовки (переподготовки) педагогов МБОУ Митякинской СОШ  на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов

Список работников, которым необходимо пройти профессиональную подготовку (переподготовку) в целях приведения их квалификации в соответствие квалификационным требованиям профессиональных стандартов

ЗУВР

До 1 ноября 2017

4.2

Разработка и реализация плана профессиональной подготовки (переподготовки) с учетом профессиональных стандартов

План с указанием должностей и численности педагогов, с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по проблемам:

– работа с одаренными детьми,

– новейшие технологии контроля знаний;

– психологические взаимоотношения учитель-ученик, работа в социальных сетях;

– работа с детьми с ОВЗ;

– работа в билингвистической среде;

– ИКТ-компетентности;

– организация различных видов внеурочной деятельности

Зам.директора по УВР

До 1 января 2018 года

 

 

 

 

 

До 31 декабря 2018 года

4.3

Проведение пробного (добровольного) тестирования педагогов русского языка, математики и начальных классов на уровень владения преподаваемым предметом

Аналитическая справка

Заместитель директора по НМР

До 30 декабря 2017

4.4

Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогических работников с учетом результатов самооценки

Программы повышения профессионального уровня педагогических работников

Заместитель директора по УВР

До 1 сентября 2018

4.5

Самоанализ уровня соответствия профстандарта педагогов МБОУ Митякинской СОШ  и составление «дорожной карты» саморазвития педагога

Определение индивидуальных задач

 

«Дорожные карты» саморазвития

Педагоги

 

 

Педагоги

До 1 сентября 2018

 

 

4.6

Организация диссеминации полученных знаний в ходе повышения квалификации (переподготовки)

Повышения профессионального уровня педагогов образовательной организации

Заместитель директора по УВР

Весь период

4.7

Внесение дополнений в программы сопровождения молодых специалистов в период адаптации

Адаптированные программы сопровождения молодых специалистов к требованиям профессионального стандарта

Заместитель директора по УВР

Весь период

4.8

Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решения их на уровне МБОУ СОШ  

Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов

Заместитель директора по УВР

Весь период

4.9

Анализ подготовки педагогов администрацией МБОУ Митякинской СОШ на основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения

Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов

Администрация школы

Весь период

4.10

Участие в муниципальных, региональных и иных мероприятиях (вебинары, курсы, мастер-классы, семинары и т.п.) по теме перехода на профессиональный стандарт педагога

Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов

Заместитель директора по УВР

Весь период

4.11

Создание и организация деятельности аттестационной комиссии в организации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности.

Кадровое и организационно-методическое обеспечение деятельности аттестационной комиссии в организации

Администрация

Весь период

4.12

Организация и проведение квалификационных испытаний педагогических работников.

Экспертные заключения о соответствии педагогических работников занимаемой должности

Администрация

Весь период

5.Совершенствование кадровой политики МБОУ Митякинской СОШ

5.1

Прием на работу с 1 июля 2020 года проводить на основании требований профстандарта с обязательным составление персонифицированной карты повышения квалификации сотрудника

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

Заместитель директора по УВР

 

Весь период

5.2

Введение профессионального стандарта «Педагог»

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

Директор

С 1января 2020

5.3

Введение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования»

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

Директор

С 1 января 2020

5.4

Введение профессионального стандарта «Педагог- психолог»

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

Директор

С 1 января 2020

5.5

Введение профессионального стандарта «Руководитель образовательного учреждения» (проект)

Соответствие требованиям профстандарта каждого сотрудника

Директор 27

С 1 января 2020

5.6

Введение профессионального стандарта иных сотрудников школы

Соответствие требованиям профстандарта каждого сотрудника

Директор

По мере принятия профстандартов

             

mitsosh.ru

План-график внедрения профстандартов.

Мероприятие

Предполагаемый
результат

Ответственный

Срок исполнения

1. Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение

1. Организация ознакомления работников учреждения с содержанием профессиональных стандартов

  • организация обсуждения на общих собраниях и педагогических советах;
  • размещение информации на стендах в учреждении, сайте учреждения

Уголок с материалами принятых профстандартов.

Обновление материалов раздела интернет-сайта «Документы»

Создание на сайте подрубрики «Профстандарты»

Администрация

 

 

 

Рабочая группа

1 квартал 2017 года

2. Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов организации в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с работниками, нормирования и оценки качества их труда

Новые редакции документов:

– должностные инструкции;

– трудовой договор;

– правила трудового распорядка

Администрация

 

Рабочая группа

Весь период

 

3. Ознакомление работников учреждения с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в организации, изменениями в ранее изданные нормативные акты

Подписанные дополнительные соглашения к трудовым договорам, подписанные должностные инструкции

Администрация

 

Рабочая группа

Весь период

2. Определение соответствия профессионального уровня работников организации требованиям профстандартов

1. Организация и проведение процедуры самооценки сотрудниками своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта

Установление уровня соответствия компетенции сотрудника содержанию трудовых функций

Работники учреждения

 

Рабочая группа

 

До 1 квартала 2019 года

2. Составление дифференцированной программы профессионального развития сотрудников учреждения  на основе оценки уровня соответствия компетенций работников содержанию трудовых функций соответствующих профессиональных стандартов

Программы индивидуального профессионального развития персонала

Администрация

 

Рабочая группа

До апреля 2019 года

3. Повышение квалификации работников

1. Анализ и корректировка нормативно-правовых актов по вопросам организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения реализации программ повышения квалификации работников МБУДО ДЮСШ № 3

Нормативные акты

Администрация

 

Рабочая группа

До 31.12.

2019 года

2. Разработка и приобретение фондов оценочных средств (ФОС) по соответствующим программам с учетом требований профессиональных стандартов

Фонд оценочного инструментария

Администрация

 

Рабочая группа

До 2 квартала 2019 года

3. Апробация методических рекомендаций для руководителей учреждения по формированию индивидуальных заданий работникам на повышение квалификации с учетом выявленных в ходе оценки квалификации дефицитов компетенций с точки зрения требований соответствующего профстандарта

Методические рекомендации

Администрация

 

Рабочая группа

До 3 квартала 2019 года

4. Корректировка программ персонифицированного повышения квалификации работников на основе выявленных в ходе оценки квалификации дефицитов компетенций с точки зрения требований профстандартов

Программы персонифицированного повышения квалификации работников

Администрация

 

Рабочая группа

До 3 квартала 2019 года

4. Аттестация работников

1. Корректировка нормативных правовых актов, устанавливающих порядок создания и деятельности аттестационной комиссии МБУДО ДЮСШ № 3, документального оформления содержания и результатов деятельности на основании региональных рекомендаций

Нормативные правовые акты

Администрация, Директор

До 01.09.

2019 года

2. Апробация региональных и муниципальных методических рекомендаций по организации аттестации на основе профессиональных  стандартов

Методические рекомендации

Администрация

Рабочая группа

До 01.11. 2019 года

3. Организация и осуществление консультативно-методической поддержки  работников по вопросам аттестации с учетом требований профессионального стандарта

Полное и своевременное удовлетворение запросов целевой группы

Администрация

 

Рабочая группа

Весь период

4. Организация и проведение семинаров для работников по вопросам аттестации с учетом требований профессионального стандарта

Информирование об изменениях процедуры аттестации

Администрация

 

 

Рабочая группа

Весь период

5. Составление плана аттестации работников организации (мониторинг)

План аттестации работников

Администрация

Весь период

     

o609.pskovedu.ru

Переход на профстандарты должен быть поэтапным

Доброе утро, дорогие читатели! Минобрнауки России опубликовало ответы на актуальные вопросы о применении профессиональных стандартов, которые заинтересуют специалистов по кадрам и их руководителей.

Что случилось?

Минобрнауки России опубликовало письмо от 10.03.2017 N 122, в приложении к которому ответило работодателям на актуальные вопросы о профессиональных стандартах. По мнению чиновников, переход на профстандарты в тех организациях, для которых это является обязательным в силу статьи 57 Трудового кодекса РФ, должен быть поэтапным и завершиться до 2020 года. Кроме того, в документе приведен образец плана по организации применения профессиональных стандартов для таких организаций и учреждений.

На что нужно обратить внимание кадровикам

Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, как определено статьей 195.3 ТК РФ, должны применяться в обязательном порядке государственными или муниципальными учреждениями. Внедрение происходит поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов. Поэтапность их применения предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия. Полная реализация всех мероприятий должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года. При этом чиновники отмечают, что дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов, например, 1 января 2018 года, означает, что по данному профессиональному стандарту может быть начата организация работы.

План по организации применения профстандартов должен быть утвержден самим работодателем, то есть государственным или муниципальным учреждением, с учетом мнения представительного органа работников (профсоюза). В плане обязательно должны быть указаны:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • данные о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • этапы применения профессиональных стандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Для составления такого плана можно воспользоваться представленным чиновниками образцом. Кроме того, необходимо учитывать требования из постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Организации, для которых применение профстандартов пока не является обязательным, также могут воспользоваться этими рекомендациями.

ppt.ru

Уведомление о переходе на профессиональный стандарт, как перейти на профстандарты?

Образец уведомления о введении профессиональных стандартов пример

========================

образец уведомления о введении профессиональных стандартов пример

Скачать на сайте

========================

Напомним, что профессиональный стандарт это характеристика квалификации, необходимой работнику для. С приказом работодателя о введении новых условий. Форма уведомления о разработке профессионального стандарта. В соответствии со статьей 195. Процедура внедрения профессиональных стандартов в организации довольно трудоемкий и продолжительный. Соответственно, в уведомлении должны быть указаны. Где искать информацию о профессиональных стандартах? Пермь Об утверждении Планаграфика введения профессиональных стандартов в ПГНИУ В целях внедрения в университете. Образец уведомления об изменении условий. Формы4 236 образцов. Образцы уведомления о переходе на. Уведомить сотрудника за два месяца до введения новой редакции штатного расписания образец. Планируется, что срок введения профессиональных стандартов в. Но при отсутствии соответствующего опыта стоит обязательно заранее. Образец уведомления работникам о введении профессиональных стандартов выхватывает образец уведомления работникам о введении профессиональных. После того как уведомление о сокращении, образец которого мы уже привели, будет вручено сотруднику под роспись, то в этот же день необходимо известить.

Профстандарты 2017-2018

Образцы уведомления о переходе на эффективный контракт. Образец уведомления о смене генерального директора. Для этого необходимо направить уведомление о разработке. Необходимость введения профстандартов была обусловлена. Образец Уведомления О Введении Профессиональных Стандартов. Роструд уведомление о сокращении работников можно составить в. Образец заполнения нулевой декларации по УСН 6 за 2014 год для ИП и ООО. Минтруда, что предусмотрено п. В данной статье начнем разбираться в вопросах введения профессиональных стандартов на территории РФ. Минздрав разработал профессиональные стандарты для врачейкибернетиков специалистов, которые сегодня. Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей. Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для. Информационное обеспечение введения профессионального стандарта 4. Уведомление о введении неполного рабочего времени. Настоящий стандарт устанавливает правила внесения. Разработка, введение, замена и пересмотр профессиональных стандартов производятся объединением. Что изменится в случае введения профстандартов? Введение профессиональных стандартов для отбора кандидатов на должность специалистов по. У работников существует страх, что с введением профессиональных стандартов они просто лишатся работы. Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов осуществляется по Правилам, установленным. Введение эффективного контракта представляет собой не что иное, как изменение условий, определенных. Уведомление об изменении условий труда образец рк. Профессиональный стандарт это характеристика квалификации, которая нужна сотруднику, чтобы выполнять. HR вопросы от ведущих специалистов отрасли и контролирующих. Утверждать, что их обязаны применять все компании, нельзя. При этом использовать трудовые обязанности и наименования должностей, установ ленные соответствующими профессиональными стандартами.

Как подготовиться к переходу на профстандарты

  • Как сформировать рабочую группу и разработать план по внедрению профстандартов
  • Как соотнести профессиональный стандарт с конкретной должностью
  • Как проверить, соответствуют ли сотрудники профстандартам

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). С этого времени профессиональные стандарты станут обязательными для некоторых видов деятельности (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.). Многие работодатели озадачены вопросом, как подготовиться к переходу на профстандарты. Минтруду России было предписано утвердить методические рекомендации по применению профстандартов, однако пока такие рекомендации не изданы1. В 2015 году профстандарты прошли проверку на работоспособность в 18 госкомпаниях. С учетом их опыта разберем, с чего начать работу по внедрению профстандартов в организации.

Сформировать рабочую группу и разработать план

Одному сотруднику внедрить профстандарты в организации не под силу. Оптимальный вариант – сформировать рабочую группу и поручить ей разработать план действий по переходу на профстандарты. Для этого руководитель издает приказ в произвольной форме, в котором прописывает состав рабочей группы.

Желательно, чтобы в рабочую группу вошли представители ключевых структурных подразделений, обязательно из отдела управления персоналом, юридического и планово-экономического отделов, бухгалтерии. Им придется обращаться к профстандартам в ежедневной работе2.

Все профессиональные стандарты размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

Составьте подробный план перехода на профстандарты. Разбейте его на задания, которые можно отслеживать. Напишите, что необходимо сделать, к какому сроку (промежуточные сроки, к которым исполнитель должен сдать часть работы или проект документа), укажите ответственных (отдельную рабочую группу, реализующую пункт плана) и др. (образец ниже).

План утверждает руководитель организации или рабочей группы (зависит от переданных полномочий). После чего сотрудники-исполнители знакомятся с планом под роспись.

Правильно соотнести должности с профстандартами

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, – выяснить, какие профстандарты вышли и есть ли у вас такие виды профессиональной деятельности. Чтобы понять, касаются ли профстандарты вашей организации, положите перед глазами штатное расписание, подумайте, для чего нужна та или иная должность, ради чего она создана. Затем откройте несколько профстандартов, которые могут подойти под конкретные должности, и найдите в начале каждого из документов графу «Основная цель вида профессиональной деятельности» (Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н). Сравните основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации.

Делая выборку стандартов, обращайте внимание также на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений. Эта графа может служить дополнительной подсказкой (но ни в коем случае не основной). Так вы подберете верный стандарт для конкретной должности. Составьте отчет по результатам работы на этом этапе (образец ниже).

Может быть так, что вы не найдете в тексте профстандарта должность (профессию) работника. Не совершайте распространенную ошибку, считая, что на эту конкретную позицию стандарт не распространяется. Название профстандарта не есть наименование должности. Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность или профессию, а на вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России № 170н).

Принять решение, какие должности стоит переименовать

Если в организации есть виды профессиональной деятельности, по которым вышли стандарты, проверьте, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Обратите внимание на наименование должности, содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах работников или должностных инструкциях (абз. 3 ч.

Пакет документов для внедрения профстандартов

второй ст. 57 ТК РФ).

Если работа по какой-то должности, профессии, специальности дает работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или в квалификационных справочниках (абз. 3 ч. второй ст. 57, ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).

В текстах профессионального стандарта и классификационного справочника встречаются расхождения. Должность, предложенная в профстандарте, может не совпадать с должностью в списке вредных профессий, дающих право на льготную пенсию. Тождественность наименований таких должностей должно установить Правительство РФ, однако пока это не сделано.

В случае спора, как назвать должность, рекомендуем обсуждать этот вопрос на заседании рабочей группы по внедрению профстандартов. Решение оформлять протоколом. При проверке протокол поможет обосновать, почему наименование должности не совпадает с той, что предложена в профстандарте. Такой порядок позволит подстраховаться от рисков не только в случае претензий со стороны инспекционных органов, но и при трудовых конфликтах с работниками.

Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта

Профстандарт представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и умениям для разных уровней квалификации специалиста. Например, директору по персоналу достаточно иметь высшее экономическое образование, хотя бы одно удостоверение о повышении квалификации и опыт практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях не менее пяти лет. Такие требования установлены по обобщенной трудовой функции 3.8, входящей в профстандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н.

Проверьте, соответствуют ли работающие сотрудники базовым требованиям принятого стандарта, достаточно ли у них опыта и образования (если такие требования есть в самом стандарте). Если квалификация сотрудника не дотягивает до критериев, прописанных в стандарте, ему можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение. А вот оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя нет (ст. 81 ТК РФ).

Обучение может оплачивать работодатель или сотрудник. Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать работника (ч. первая ст. 196 ТК РФ). Порядок обучения можно закрепить в коллективном договоре, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, в ученическом договоре (ч. вторая ст. 196, 199 ТК РФ). В зависимости от вида обучения организация обязана предоставить сотруднику определенные гарантии и компенсации (ст. 196 ТК РФ). Например, когда сотрудника направляют на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется основное место работы и средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

Закон позволяет включить в трудовой, ученический договоры пункт об обязательной отработке (ч. четвертая ст. 57, ст. 199 ТК РФ). Это условие до определенной степени гарантирует, что сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится. Если же это произойдет, организация сможет компенсировать понесенные затраты, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ). Срок отработки должен быть обоснованным.

В некоторых случаях организации обязаны проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Повышение квалификации медиков каждые пять лет – одно из лицензионных требований для работодателя, который ведет медицинскую деятельность (подп. «г» п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Также является обязательным дополнительное профобразование гражданских служащих и т. д. (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Как только выясните потребности работников в обучении и повышении квалификации, составьте проект плана обучения персонала на текущий год и утвердите его у руководителя организации. Укажите в плане: Ф.И.О. и должности сотрудников, какая подготовка (переподготовка) им необходима и почему, срок, даты и формат образовательных мероприятий, критерии выбора провайдера. Наличие такого документа пригодится при проверке. Он подтверждает, что работодатель стремится исполнить закон.

Важные выводы

1. Чтобы перестроить работу с учетом профстандартов, нужно создать рабочую группу из числа сотрудников разных подразделений, поручить им разработать план действий и реализовать его.
2. Проверьте, чтобы наименования должностей в штатном расписании соответствовали профстандартам или квалификационным справочникам. Это важно, если сотрудник определенной профессии имеет право на льготу или компенсацию.
​3. Нельзя применять профессиональные стандарты с ущербом для работающих сотрудников организации. Для тех, кто не соответствует требованиям стандарта, следует организовать обучение либо оформить перевод на другую работу по письменному соглашению сторон.

1 Пункт 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р.
2 Абзац 3 ч. второй ст. 57, ч. восьмая, девятая ст. 143, ч. пятая ст. 144, ч. третья ст. 195.1, ст. 330.2 ТК РФ, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 и др.

 

Профессиональные стандарты: все ли работодатели обязаны их применять?

Рекомендуемый образец

Уведомление

о разработке проекта профессионального стандарта

(наименование организации)

информирует о готовности к разработке проекта профессионального стандарта __________________________________________________________________

(наименование вида (видов) профессиональной деятельности)

(наименование области (областей) профессиональной деятельности)

ФИО ответственного исполнителя ____________________________________

телефон:   ______________ E- mail: _______________

Приложение:

1.            Обоснование необходимости разработки проекта профессионального стандарта.

2.            План разработки профессионального стандарта (с указанием сроков начала и завершения разработки).

3.            Список организаций, привлекаемых к разработке профессионального стандарта.

 Руководитель организации   

                                                  __________________             _________________

                                                                     (подпись)                               (фамилия и инициалы)

Обращаем Ваше внимание на то, что форма уведомления о разработке профессионального стандарта является рекомендуемой.

В случаях, когда профессиональный стандарт был разработан ранее или был утвержден комиссией РСПП по профессиональным стандартам, заявителям необходимо представить пакет документов, включающий:

  • уведомление, в котором должно быть указано, что данный профессиональный стандарт уже разр

printscanner.ru

» Алгоритм работы организации при переходе на профстандарт

Одним из механизмов установления соответствия специалистов разного уровня квалификации квалификационным требованиям служит внедрение профессиональных стандартов (далее – профстандарт). С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ, (далее – 122-ФЗ) [1]).




data-ad-client=”ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=”1061076221″>

С целью регулирования процесса введения профстандартов в государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждениях, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаниях и хозяйственных обществах, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, было издано постановление Правительства от 27.06.2016 г. № 584 [2] (далее – постановление № 584), в котором приведен план по организации применения профессиональных стандартов. В пп. г п. 1 постановления № 584 указано, что в плане должен быть и «перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, ……., в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению».

Порядок применения профстандартов всеми остальными организациями и предприятиями установлен в статье 195.3 ТК РФ [3], введенной в действие с 01.07.2016 года 122-ФЗ. Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в локальные нормативные акты и другие документы, такие как должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные. В соответствии с ч.2 ст.195.1 Трудового кодекса, профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Введение профессиональных стандартов обусловлено тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике, не всегда соответствуют современной ситуации на рынке труда. Требования, предъявляемые к специалистам, описанные в профессиональных стандартах носят системный характер, содержат набор необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы. Профессиональные стандарты могут применяться при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам, при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Введение профессиональных стандартов вызвало ряд вопросов у работодателей и работников. Основными проблемами введения профессиональных стандартов со стороны работодателей отмечены следующие: 1) нет четкого разъяснения в законодательстве – в каких случаях необходимо вводить профессиональные стандарты; 2) считается, что все профессиональные стандарты вводятся только с одного единственного числа – с 01 июля 2016 г. В мае 2014 года законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, в котором планировалось обязательное применение профстандартов в государственных и муниципальных организациях, однако в процессе обсуждения текст законопроекта был изменен. С 1 июля 2016 года действует новая статья Трудового кодекса – 195.3, которая определяет порядок применения профессиональных стандартов. Новые правила устанавливают ситуации, когда применение профстандартов становится обязательным для работодателей. Так, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.). Профессиональные стандарты утверждаются приказом Минтруда России, а это нормативный правовой акт. Соответственно, если есть такой правовой акт, то применять его обязательно. По нашему мнению, данная позиция не соответствует законодательству.

Требования, предъявляемые к квалификации должны быть установлены сторонним нормативным правовым актом, а не самим профстандартом. В противном случае отсутствует юридическая логика и утрачивает смысл часть 2 статьи 195.3 Трудового кодекса, которой устанавливается порядок применения профстандартов работодателями, в отношении которых не введен принцип обязательности. Работодатели, для которых не установлена обязанность применения профстандартов, могут применять характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Иными словами, работодатели будут применять профстандарты с учетом собственной специфики деятельности, они могут принять во внимание отдельные положения профстандартов. Третьей проблемой, с которой сталкиваются работодатели, которые все-таки разобрались и решили, что им надо вводить профессиональные стандарты является проблема отсутствия в разъяснениях и статьях четкого перечисления необходимых этапов по введению профессиональных стандартов и понимания с какого числа и в какие сроки осуществить введение профессионального стандарта.

Таким образом, законодатель, приняв решение о применении профстандартов, не определил методику их введения в действие. Вопрос о том, каким образом работодатель должен сформировать рабочую группу и разработать план по введению профстандартов, как соотнести профессиональный стандарт с конкретной должностью, как проверить, соответствуют ли сотрудники профстандартам,остается открытым. Минтруду России было предписано разработать методические рекомендации по применению профессиональных стандартов, однако пока такие рекомендации не изданы. По нашему мнению, для перехода на профстандарты организации необходимо следовать следующему алгоритму работы: 1. Сформировать рабочую группу и разработать план перехода на профстандарты. Состав рабочей группы определяется приказом руководителя. Желательно, чтобы в рабочую группу вошли представители основных структурных подразделений, обязательно из отдела кадров, юридического, бухгалтерии. План перехода на профстандарты утверждает руководитель организации.

Первое, что необходимо сделать рабочей группе, – выяснить, какие профстандарты утверждены и соответствуют ли они видам профессиональной деятельности сотрудников организации. Для этого необходимо сравнить штатное расписание с профстандартом и определить для чего нужна та или иная должность, ради чего она создана. Сравнивая основную цель профессии, определенной в штатном расписании организации, по стандарту с графой «Основная цель вида профессиональной деятельности» необходимо учитывать то, что название самого профстандарта это не наименование должности. Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность или профессию, а на вид профессиональной деятельности.

Вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н [4]). 2. Принять решение, какие должности необходимо переименовать. Если в организации есть виды профессиональной деятельности, по которым утверждены профстандарты, необходимо проверить, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Также необходимо обратить внимание на наименование должности, содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах работников или должностных инструкциях.

3. Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта. Профстандарт представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и умениям для разных уровней квалификации специалиста. Например, директору по персоналу достаточно иметь высшее экономическое образование, хотя бы одно удостоверение о повышении квалификации и опыт практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях не менее пяти лет. Такие требования установлены по обобщенной трудовой функции 3.8, входящей в профстандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н. [5]. 4. Если квалификация сотрудника не дотягивает до критериев, прописанных в стандарте, ему можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение. Обучение может оплачивать работодатель или сотрудник. Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать работника (ч. первая ст. 196 ТК РФ).

Порядок обучения можно закрепить в коллективном договоре, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, в ученическом договоре (ч. вторая ст. 196, 199 ТК РФ). В зависимости от вида обучения организация обязана предоставить сотруднику определенные гарантии и компенсации (ст. 196 ТК РФ). Например, когда сотрудника направляют на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется основное место работы и средний заработок (ст. 187 ТК РФ). Это условие до определенной степени гарантирует, что сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится. Если же это произойдет, организация сможет компенсировать понесенные затраты, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ). Срок отработки должен быть обоснованным.

В некоторых случаях организации обязаны проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [6]). Повышение квалификации медиков каждые пять лет – одно из лицензионных требований для работодателя, который ведет медицинскую деятельность (подп. «г» п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 [7] ). Также является обязательным дополнительное профобразование гражданских служащих и т. д. (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.[8] 5. Работодатель, руководствуясь профстандартом, может утвердить новые должностные инструкции (в том числе для сотрудников службы управления персоналом). Если в результате увеличивается круг обязанностей действующего работника, то его нужно заранее предупредить об изменениях – не менее чем за два месяца и получить согласие (абз. 3 ч. второй ст. 57, ст. 72, ч. вторая ст. 74 ТК РФ).

Таким образом, профессиональные стандарты, которые, в ТК РФ постановлением Правительства Российской Федерации [2] повсеместно вводятся в действие на всех предприятиях и организациях, являются необходимостью для подтверждения профессионального уровня личности и требуют наличие у специалистов высокого уровня ответственности, профессионализма и определенного набора навыков и компетенций. В свою очередь, работодатели обязаны своевременно следить за изменениями, вносимыми в профессиональные стандарты, если в организации применяется профессиональный стандарт. Использование профстандартов сэкономит огромное время и работодателю (в поиске специалиста), и соискателю (из предложенных вариантов – будут рассматриваться только те вакансии, где требования к образованию, знаниям, опыту и т.д. соответствуют его уровню).

Список используемых источников: 1. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. 2. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 “Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности”//[Электронный ресурс] – Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.06.2016 3. “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. 4. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н “Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта”. Источник публикации: “Бюллетень трудового и социального законодательства РФ”, № 8, 2013 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 октября 2015 г. № 691н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по управлению персоналом”. Источник публикации Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2015 6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. 7. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 23.09.2016) “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)”. Источник публикации. В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании “Собрание законодательства РФ”, 23.04.2012, № 17, ст.1965. Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. 8. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях “Парламентская газета”, № 140-141, 31.07.2004, “Российская газета”, № 162, 31.07.2004, “Собрание законодательства РФ”, 02.08.2004, № 31, ст. 3215. Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный.

Гарафутдинова Н.Я. ЦНПО Омского государственного педагогического университета (г.Омск), Корешева С.Г. Северо-Западный учебный центр (Санкт-Петербург), Бибикова Н.А. ЦНПО Омского государственного педагогического университета (г.Омск)


Метки: профстандарт
Предыдущая запись
Правильно ли вы заключаете гражданско-правовые договоры? Следующая запись
Проблемы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

www.finexg.ru

Как подготовиться к переходу на профстандарты

  • Как сформировать рабочую группу и разработать план по внедрению профстандартов
  • Как соотнести профессиональный стандарт с конкретной должностью
  • Как проверить, соответствуют ли сотрудники профстандартам

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). С этого времени профессиональные стандарты станут обязательными для некоторых видов деятельности (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.). Многие работодатели озадачены вопросом, как подготовиться к переходу на профстандарты. Минтруду России было предписано утвердить методические рекомендации по применению профстандартов, однако пока такие рекомендации не изданы1. В 2015 году профстандарты прошли проверку на работоспособность в 18 госкомпаниях. С учетом их опыта разберем, с чего начать работу по внедрению профстандартов в организации.

Сформировать рабочую группу и разработать план

Одному сотруднику внедрить профстандарты в организации не под силу. Оптимальный вариант – сформировать рабочую группу и поручить ей разработать план действий по переходу на профстандарты. Для этого руководитель издает приказ в произвольной форме, в котором прописывает состав рабочей группы.

Желательно, чтобы в рабочую группу вошли представители ключевых структурных подразделений, обязательно из отдела управления персоналом, юридического и планово-экономического отделов, бухгалтерии. Им придется обращаться к профстандартам в ежедневной работе2.

Все профессиональные стандарты размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

Составьте подробный план перехода на профстандарты. Разбейте его на задания, которые можно отслеживать. Напишите, что необходимо сделать, к какому сроку (промежуточные сроки, к которым исполнитель должен сдать часть работы или проект документа), укажите ответственных (отдельную рабочую группу, реализующую пункт плана) и др. (образец ниже).

План утверждает руководитель организации или рабочей группы (зависит от переданных полномочий). После чего сотрудники-исполнители знакомятся с планом под роспись.

Правильно соотнести должности с профстандартами

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, – выяснить, какие профстандарты вышли и есть ли у вас такие виды профессиональной деятельности. Чтобы понять, касаются ли профстандарты вашей организации, положите перед глазами штатное расписание, подумайте, для чего нужна та или иная должность, ради чего она создана. Затем откройте несколько профстандартов, которые могут подойти под конкретные должности, и найдите в начале каждого из документов графу «Основная цель вида профессиональной деятельности» (Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н). Сравните основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации.

Делая выборку стандартов, обращайте внимание также на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений. Эта графа может служить дополнительной подсказкой (но ни в коем случае не основной). Так вы подберете верный стандарт для конкретной должности. Составьте отчет по результатам работы на этом этапе (образец ниже).

Может быть так, что вы не найдете в тексте профстандарта должность (профессию) работника. Не совершайте распространенную ошибку, считая, что на эту конкретную позицию стандарт не распространяется. Название профстандарта не есть наименование должности. Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность или профессию, а на вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России № 170н).

Принять решение, какие должности стоит переименовать

Если в организации есть виды профессиональной деятельности, по которым вышли стандарты, проверьте, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Обратите внимание на наименование должности, содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах работников или должностных инструкциях (абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ).

Если работа по какой-то должности, профессии, специальности дает работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или в квалификационных справочниках (абз. 3 ч. второй ст. 57, ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).

В текстах профессионального стандарта и классификационного справочника встречаются расхождения. Должность, предложенная в профстандарте, может не совпадать с должностью в списке вредных профессий, дающих право на льготную пенсию. Тождественность наименований таких должностей должно установить Правительство РФ, однако пока это не сделано.

В случае спора, как назвать должность, рекомендуем обсуждать этот вопрос на заседании рабочей группы по внедрению профстандартов. Решение оформлять протоколом. При проверке протокол поможет обосновать, почему наименование должности не совпадает с той, что предложена в профстандарте. Такой порядок позволит подстраховаться от рисков не только в случае претензий со стороны инспекционных органов, но и при трудовых конфликтах с работниками.

Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта

Профстандарт представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и умениям для разных уровней квалификации специалиста. Например, директору по персоналу достаточно иметь высшее экономическое образование, хотя бы одно удостоверение о повышении квалификации и опыт практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях не менее пяти лет. Такие требования установлены по обобщенной трудовой функции 3.8, входящей в профстандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н.

Проверьте, соответствуют ли работающие сотрудники базовым требованиям принятого стандарта, достаточно ли у них опыта и образования (если такие требования есть в самом стандарте). Если квалификация сотрудника не дотягивает до критериев, прописанных в стандарте, ему можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение. А вот оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя нет (ст. 81 ТК РФ).

Обучение может оплачивать работодатель или сотрудник. Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать работника (ч. первая ст. 196 ТК РФ). Порядок обучения можно закрепить в коллективном договоре, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, в ученическом договоре (ч. вторая ст. 196, 199 ТК РФ). В зависимости от вида обучения организация обязана предоставить сотруднику определенные гарантии и компенсации (ст. 196 ТК РФ). Например, когда сотрудника направляют на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется основное место работы и средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

Закон позволяет включить в трудовой, ученический договоры пункт об обязательной отработке (ч. четвертая ст. 57, ст. 199 ТК РФ). Это условие до определенной степени гарантирует, что сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится. Если же это произойдет, организация сможет компенсировать понесенные затраты, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ). Срок отработки должен быть обоснованным.

В некоторых случаях организации обязаны проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Повышение квалификации медиков каждые пять лет – одно из лицензионных требований для работодателя, который ведет медицинскую деятельность (подп. «г» п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Также является обязательным дополнительное профобразование гражданских служащих и т. д. (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Как только выясните потребности работников в обучении и повышении квалификации, составьте проект плана обучения персонала на текущий год и утвердите его у руководителя организации. Укажите в плане: Ф.И.О. и должности сотрудников, какая подготовка (переподготовка) им необходима и почему, срок, даты и формат образовательных мероприятий, критерии выбора провайдера. Наличие такого документа пригодится при проверке. Он подтверждает, что работодатель стремится исполнить закон.

Важные выводы

1. Чтобы перестроить работу с учетом профстандартов, нужно создать рабочую группу из числа сотрудников разных подразделений, поручить им разработать план действий и реализовать его.

2. Проверьте, чтобы наименования должностей в штатном расписании соответствовали профстандартам или квалификационным справочникам. Это важно, если сотрудник определенной профессии имеет право на льготу или компенсацию.

3. Нельзя применять профессиональные стандарты с ущербом для работающих сотрудников организации. Для тех, кто не соответствует требованиям стандарта, следует организовать обучение либо оформить перевод на другую работу по письменному соглашению сторон.

1 Пункт 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. 2 Абзац 3 ч. второй ст. 57, ч. восьмая, девятая ст. 143, ч. пятая ст. 144, ч. третья ст. 195.1, ст. 330.2 ТК РФ, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 и др.

www.olivinuc.ru

Как подготовиться к переходу на профстандарты?

Как подготовиться к переходу на профстандарты

  • Как сформировать рабочую группу и разработать план по внедрению профстандартов
  • Как соотнести профессиональный стандарт с конкретной должностью
  • Как проверить, соответствуют ли сотрудники профстандартам

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). С этого времени профессиональные стандарты станут обязательными для некоторых видов деятельности (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.). Многие работодатели озадачены вопросом, как подготовиться к переходу на профстандарты. Минтруду России было предписано утвердить методические рекомендации по применению профстандартов, однако пока такие рекомендации не изданы1. В 2015 году профстандарты прошли проверку на работоспособность в 18 госкомпаниях. С учетом их опыта разберем, с чего начать работу по внедрению профстандартов в организации.

Сформировать рабочую группу и разработать план

Одному сотруднику внедрить профстандарты в организации не под силу. Оптимальный вариант – сформировать рабочую группу и поручить ей разработать план действий по переходу на профстандарты. Для этого руководитель издает приказ в произвольной форме, в котором прописывает состав рабочей группы.

Желательно, чтобы в рабочую группу вошли представители ключевых структурных подразделений, обязательно из отдела управления персоналом, юридического и планово-экономического отделов, бухгалтерии. Им придется обращаться к профстандартам в ежедневной работе2.

Все профессиональные стандарты размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

 

Составьте подробный план перехода на профстандарты. Разбейте его на задания, которые можно отслеживать. Напишите, что необходимо сделать, к какому сроку (промежуточные сроки, к которым исполнитель должен сдать часть работы или проект документа), укажите ответственных (отдельную рабочую группу, реализующую пункт плана) и др. (образец ниже).


План утверждает руководитель организации или рабочей группы (зависит от переданных полномочий). После чего сотрудники-исполнители знакомятся с планом под роспись.

Правильно соотнести должности с профстандартами

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, – выяснить, какие профстандарты вышли и есть ли у вас такие виды профессиональной деятельности. Чтобы понять, касаются ли профстандарты вашей организации, положите перед глазами штатное расписание, подумайте, для чего нужна та или иная должность, ради чего она создана. Затем откройте несколько профстандартов, которые могут подойти под конкретные должности, и найдите в начале каждого из документов графу «Основная цель вида профессиональной деятельности» (Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н). Сравните основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации.

Делая выборку стандартов, обращайте внимание также на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений. Эта графа может служить дополнительной подсказкой (но ни в коем случае не основной). Так вы подберете верный стандарт для конкретной должности. Составьте отчет по результатам работы на этом этапе (образец ниже).


Может быть так, что вы не найдете в тексте профстандарта должность (профессию) работника. Не совершайте распространенную ошибку, считая, что на эту конкретную позицию стандарт не распространяется. Название профстандарта не есть наименование должности. Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность или профессию, а на вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России № 170н).

Принять решение, какие должности стоит переименовать

Если в организации есть виды профессиональной деятельности, по которым вышли стандарты, проверьте, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Обратите внимание на наименование должности, содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах работников или должностных инструкциях (абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ).

Если работа по какой-то должности, профессии, специальности дает работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или в квалификационных справочниках (абз. 3 ч. второй ст. 57, ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).

В текстах профессионального стандарта и классификационного справочника встречаются расхождения. Должность, предложенная в профстандарте, может не совпадать с должностью в списке вредных профессий, дающих право на льготную пенсию. Тождественность наименований таких должностей должно установить Правительство РФ, однако пока это не сделано.

 

В случае спора, как назвать должность, рекомендуем обсуждать этот вопрос на заседании рабочей группы по внедрению профстандартов. Решение оформлять протоколом. При проверке протокол поможет обосновать, почему наименование должности не совпадает с той, что предложена в профстандарте. Такой порядок позволит подстраховаться от рисков не только в случае претензий со стороны инспекционных органов, но и при трудовых конфликтах с работниками.

 

Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта

Профстандарт представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и умениям для разных уровней квалификации специалиста. Например, директору по персоналу достаточно иметь высшее экономическое образование, хотя бы одно удостоверение о повышении квалификации и опыт практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях не менее пяти лет. Такие требования установлены по обобщенной трудовой функции 3.8, входящей в профстандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н.

Проверьте, соответствуют ли работающие сотрудники базовым требованиям принятого стандарта, достаточно ли у них опыта и образования (если такие требования есть в самом стандарте). Если квалификация сотрудника не дотягивает до критериев, прописанных в стандарте, ему можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение. А вот оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя нет (ст. 81 ТК РФ).

Обучение может оплачивать работодатель или сотрудник. Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать работника (ч. первая ст. 196 ТК РФ). Порядок обучения можно закрепить в коллективном договоре, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, в ученическом договоре (ч. вторая ст. 196, 199 ТК РФ). В зависимости от вида обучения организация обязана предоставить сотруднику определенные гарантии и компенсации (ст. 196 ТК РФ). Например, когда сотрудника направляют на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется основное место работы и средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

Закон позволяет включить в трудовой, ученический договоры пункт об обязательной отработке (ч. четвертая ст. 57, ст. 199 ТК РФ). Это условие до определенной степени гарантирует, что сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится. Если же это произойдет, организация сможет компенсировать понесенные затраты, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ). Срок отработки должен быть обоснованным.

 

В некоторых случаях организации обязаны проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Повышение квалификации медиков каждые пять лет – одно из лицензионных требований для работодателя, который ведет медицинскую деятельность (подп. «г» п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Также является обязательным дополнительное профобразование гражданских служащих и т. д. (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Как только выясните потребности работников в обучении и повышении квалификации, составьте проект плана обучения персонала на текущий год и утвердите его у руководителя организации. Укажите в плане: Ф.И.О. и должности сотрудников, какая подготовка (переподготовка) им необходима и почему, срок, даты и формат образовательных мероприятий, критерии выбора провайдера. Наличие такого документа пригодится при проверке. Он подтверждает, что работодатель стремится исполнить закон.

 

Важные выводы

1. Чтобы перестроить работу с учетом профстандартов, нужно создать рабочую группу из числа сотрудников разных подразделений, поручить им разработать план действий и реализовать его. 
2. Проверьте, чтобы наименования должностей в штатном расписании соответствовали профстандартам или квалификационным справочникам. Это важно, если сотрудник определенной профессии имеет право на льготу или компенсацию.
​3. Нельзя применять профессиональные стандарты с ущербом для работающих сотрудников организации. Для тех, кто не соответствует требованиям стандарта, следует организовать обучение либо оформить перевод на другую работу по письменному соглашению сторон.

 

1 Пункт 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р.
2 Абзац 3 ч. второй ст. 57, ч. восьмая, девятая ст. 143, ч. пятая ст. 144, ч. третья ст. 195.1, ст. 330.2 ТК РФ, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 и др.


 

www.olivincok.ru