Профессиональный стандарт эксперт в сфере закупок – Утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”
Трудовые действия |
Распределение производственных заданий между работниками и контроль их выполнения |
Контроль выполнения работниками своих должностных обязанностей и оперативное руководство ими |
|
Планирование текущей деятельности организации, подразделения |
|
Выпуск необходимых распоряжений на уровне организации, подразделения |
|
Взаимодействие с другими структурными подразделениями (или организациями) |
|
Консультирование клиентов о действующем законодательстве, регулирующем закупочную деятельность, а также нормативно-правовых требованиях, которыми необходимо руководствоваться в закупочных процедурах |
|
Осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование и/или экспертизу |
|
Организация работ по подготовке, проведению и сдаче результатов определения стоимостей |
|
Организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе |
|
Осуществление контроля рационального использования ресурсов |
|
Осуществление контроля соблюдения требований охраны труда |
|
Необходимые умения |
Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций |
Управлять специалистами организации, подразделения |
|
Требовать выполнения поставленных задач и ставить задачи специалистам организации, подразделения |
|
Структурировать материал, полученный при работе организации, подразделения |
|
Использовать полученные результаты при проведении экспертизы |
|
Подготавливать и принимать распоряжения на уровне организации, подразделения |
|
Готовить отчетную документацию |
|
Организовывать процесс консультирования и экспертизы, в том числе осуществлять контроль качества итоговых документов по экспертизе |
|
Необходимые знания |
Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок |
Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам |
|
Нормативно-правовые акты, регулирующие и регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации |
|
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям |
|
Законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению |
|
Основы менеджмента и управления персоналом |
|
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам |
|
Основы статистики в части применения к закупкам |
|
Особенности составления закупочной документации |
|
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) |
|
Правила административного документооборота |
|
Квалификационные требования, предъявляемые к специалистам, уровни (подуровни) квалификаций |
|
Нормативные акты и порядок проведения аттестации (сертификации) или оценки квалификации работников |
|
Методология проведения экспертизы закупочной процедуры и документации |
|
Порядок составления документа в виде заключения по результатам экспертизы закупочной процедуры и документации |
|
Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта | |
Этика делового общения и правила ведения переговоров |
|
Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок |
|
Требования охраны труда |
|
Другие характеристики |
Необходимые этические нормы: – соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком; – соблюдать этику делового общения; – занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; – выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без учета личных интересов; – не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе; – не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем; – не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком; – не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; – не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; – не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег |
fgosvo.ru
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 6 | Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | A/01.6 | 6 |
Консультирование по закупочным процедурам | A/02.6 | ||||
B | Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 7 | Экспертиза закупочной процедуры | B/01.7 | 7 |
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | B/02.7 | ||||
C | Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 8 | Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | C/01.8 | 8 |
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации | C/02.8 | ||||
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности | C/03.8 | ||||
Трудовые действия | Мониторинг цен на товары, работы, услуги | ||||
Ведение учета информационных ресурсов проведения закупочных мероприятий | |||||
Выявление ценообразующих параметров товаров, работ, услуг | |||||
Анализ диапазона цен и консультирование о диапазоне цен на товары, работы, услуги | |||||
Составление заключения по результатам проведенного анализа | |||||
Необходимые умения | Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций | ||||
Создавать и вести информационную базу данных | |||||
Определять ценообразующие параметры товаров, работ, услуг | |||||
Рассчитывать степень влияния ценообразующих параметров | |||||
Обобщать полученную информацию, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы | |||||
Составлять заключения по результатам проведенного анализа | |||||
Консультировать о диапазоне цен на товары, работы, услуги | |||||
Необходимые знания | Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок | ||||
Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам | |||||
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям | |||||
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам | |||||
Основы статистики в части применения к закупкам | |||||
Особенности составления закупочной документации | |||||
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) | |||||
Этика делового общения и правила ведения переговоров | |||||
Требования охраны труда | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: – соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком; – соблюдать этику делового общения; – занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; – не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем; – не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком; – не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; – не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; – не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег | ||||
Трудовые действия | Составление закупочной документации | ||||
Размещение в единой информационной системе соответствующих сведений и документов в рамках закупочной деятельности | |||||
Осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры | |||||
Осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок | |||||
Проведение консультаций | |||||
Необходимые умения | Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций | ||||
Консолидировать сведения в рамках закупочной деятельности | |||||
Использовать единую информационную систему | |||||
Выполнять функции, связанные с обеспечением определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | |||||
Проверять необходимую документацию для проведения закупочной процедуры | |||||
Осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок | |||||
Необходимые знания | Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок | ||||
Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам | |||||
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям | |||||
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам | |||||
Основы статистики в части применения к закупкам | |||||
Особенности составления закупочной документации | |||||
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) | |||||
Этика делового общения и правила ведения переговоров | |||||
Требования охраны труда | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: – соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком; – соблюдать этику делового общения; – занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; – не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем; – не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком; – не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; – не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; – не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег | ||||
Трудовые действия | Проведение экспертной оценки закупочной документации | ||||
Проведение экспертной оценки заявок в процедуре закупки | |||||
Проведение экспертной оценки подведения итогов процедуры, в том числе пересчет баллов | |||||
Разработка методологической базы в рамках закупочной деятельности | |||||
Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения | |||||
Необходимые умения | Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций | ||||
Выявлять нарушения и несоответствия при проведении экспертной оценки закупочной документации | |||||
Выявлять нарушения и несоответствия при проведении экспертной оценки заявок в процедуре закупки | |||||
Выявлять нарушения и несоответствия при проведении экспертной оценки подведения итогов процедуры, в том числе при пересчете баллов | |||||
Разрабатывать локально-нормативные документы | |||||
Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения | |||||
Необходимые знания | Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок | ||||
Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам | |||||
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям | |||||
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам | |||||
Основы статистики в части применения к закупкам | |||||
Особенности составления закупочной документации | |||||
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) | |||||
Методология проведения проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации | |||||
Порядок составления документа в виде заключения по результатам проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации | |||||
Этика делового общения и правила ведения переговоров | |||||
Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок | |||||
Требования охраны труда | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: – соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком; – соблюдать этику делового общения; – занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; – выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без учета личных интересов; – не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе; – не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем; – не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком; – не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; – не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; – не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег | ||||
Трудовые действия | Осуществление экспертизы выполнения контракта | ||||
Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта | |||||
Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта | |||||
Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта | |||||
Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения | |||||
Необходимые умения | Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций | ||||
Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта | |||||
Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом | |||||
Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ | |||||
Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения | |||||
Необходимые знания | Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок | ||||
Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам | |||||
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям | |||||
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам | |||||
Основы статистики в части применения к закупкам | |||||
Особенности составления закупочной документации | |||||
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) | |||||
Особенности претензионной работы | |||||
Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта | |||||
Этика делового общения и правила ведения переговоров | |||||
Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок | |||||
Требования охраны труда | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: – соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком; – соблюдать этику делового общения; – занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; – выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без учета личных интересов; – не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе; – не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем; – не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком; – не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; – не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; – не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег | ||||
Трудовые действия | Распределение производственных заданий между работниками и контроль их выполнения | ||||
Контроль выполнения работниками своих должностных обязанностей и оперативное руководство ими | |||||
Планирование текущей деятельности организации, подразделения | |||||
Выпуск необходимых распоряжений на уровне организации, подразделения | |||||
Взаимодействие с другими структурными подразделениями (или организациями) | |||||
Консультирование клиентов о действующем законодательстве, регулирующем закупочную деятельность, а также нормативно-правовых требованиях, которыми необходимо руководствоваться в закупочных процедурах | |||||
Осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование и/или экспертизу | |||||
Организация работ по подготовке, проведению и сдаче результатов определения стоимостей | |||||
Организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе | |||||
Осуществление контроля рационального использования ресурсов | |||||
Осуществление контроля соблюдения требований охраны труда | |||||
Необходимые умения | Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций | ||||
Управлять специалистами организации, подразделения | |||||
Требовать выполнения поставленных задач и ставить задачи специалистам организации, подразделения | |||||
Структурировать материал, полученный при работе организации, подразделения | |||||
Использовать полученные результаты при проведении экспертизы | |||||
Подготавливать и принимать распоряжения на уровне организации, подразделения | |||||
Готовить отчетную документацию | |||||
Организовывать процесс консультирования и экспертизы, в том числе осуществлять контроль качества итоговых документов по экспертизе | |||||
Необходимые знания | Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок | ||||
Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам | |||||
Нормативно-правовые акты, регулирующие и регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации | |||||
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям | |||||
Законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению | |||||
Основы менеджмента и управления персоналом | |||||
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам | |||||
Основы статистики в части применения к закупкам | |||||
Особенности составления закупочной документации | |||||
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) | |||||
Правила административного документооборота | |||||
Квалификационные требования, предъявляемые к специалистам, уровни (подуровни) квалификаций | |||||
Нормативные акты и порядок проведения аттестации (сертификации) или оценки квалификации работников | |||||
Методология проведения экспертизы закупочной процедуры и документации | |||||
Порядок составления документа в виде заключения по результатам экспертизы закупочной процедуры и документации | |||||
Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта | |||||
Этика делового общения и правила ведения переговоров | |||||
Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок | |||||
Требования охраны труда | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: – соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком; – соблюдать этику делового общения; – занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; – выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без учета личных интересов; – не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе; – не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем; – не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком; – не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; – не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; – не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег | ||||
Трудовые действия | Определение потребности в персонале и определение требуемых знаний, умений и компетенций работников | ||||
Содействие развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников | |||||
Совершенствование методов организации процесса консультирования и экспертизы в сфере закупок, методов контроля качества итоговых документов по экспертизе | |||||
Организация работ по разработке методических и иных материалов, необходимых для составления итоговых документов по экспертизе | |||||
Разработка предложений по повышению профессионального уровня работников | |||||
Организация аттестации работников или оценки квалификации их профессионального уровня | |||||
Необходимые умения | Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций | ||||
Определять потребности в работниках и их квалификации для организации или структурного подразделения | |||||
Формировать трудовую мотивацию, инициативу и активность работников | |||||
Подготавливать и принимать распоряжения на уровне организации, подразделения | |||||
Организовывать работу по разработке методических и иных материалов, необходимых для составления итоговых документов по экспертизе | |||||
Организовывать процесс консультирования и экспертизы в сфере закупок, в том числе осуществлять контроль качества итоговых документов по экспертизе | |||||
Осуществлять контроль повышения профессионального уровня работников | |||||
Проводить аттестацию работников или оценку их профессионального уровня | |||||
Необходимые знания | Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок | ||||
Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам | |||||
Законодательные и нормативные правовые акты по налогообложению | |||||
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям | |||||
Основы менеджмента и управления персоналом | |||||
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам | |||||
Основы статистики в части применения к закупкам | |||||
Особенности составления закупочной документации | |||||
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) | |||||
Нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации | |||||
Нормативные акты и порядок проведения аттестации (оценки профессиональной квалификации) работников | |||||
Правила административного документооборота | |||||
Квалификационные требования, предъявляемые к специалистам, уровни (подуровни) квалификаций | |||||
Методология проведения экспертизы закупочной процедуры и документации | |||||
Порядок составления документа в виде заключения по результатам экспертизы закупочной процедуры и документации | |||||
Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта | |||||
Этика делового общения и правила ведения переговоров | |||||
Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок | |||||
Требования охраны труда | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: – соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком; – соблюдать этику делового общения; – занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; – выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без учета личных интересов; – не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе; – не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем; – не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком; – не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; – не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; – не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег | ||||
Трудовые действия | Составление программ исследований в сфере закупочной деятельности | ||||
Выявление и формулирование основных теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
Осуществление анализа данных и их статистическая обработка | |||||
Реализация программ исследования теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
Формирование обзоров и отчетов по исследованиям основных теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
Написание публикаций по исследованию основных теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
Необходимые умения | Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций | ||||
Разрабатывать программы исследований в сфере закупочной деятельности | |||||
Анализировать основные направления исследований теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
Использовать статистический инструментарий | |||||
Организовывать работы по реализации программ исследований теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
Делать обзоры и отчеты по исследованиям основных теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
Делать публикации по исследованию основных теоретических и практических проблем в сфере закупочной деятельности | |||||
docs.cntd.ru
Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок
С 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профстандартами в части требований к квалификации, которые устанавливает Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Разберемся, каким критериям должны соответствовать специалисты по закупкам.
Из этой статьи вы узнаете:
- какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок;
- какие трудовые функции предусматривает профстандарт специалист по госзакупкам;
- каких умений требует от работников профессиональный стандарт специалист в сфере закупок.
Какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок
Выясним, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок. В настоящее время в этой области действуют два документа:
- профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н,
- профстандарт «Эксперт в сфере закупок
Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ.
Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность. Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, должностные инструкции.
Профстандарт специалист по госзакупкам
Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации – с 5-го по 8-й. Всего рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации. Из них 1-й самый низкий, уровень а 9-й означает наиболее высокую квалификацию (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н
).Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.
Рассмотрим требования подробнее (таблица ниже)
Требования к квалификации специалистов в сфере закупок
Уровень квалификации |
Возможные наименования должностей |
Обобщенная трудовая функция |
Необходимое образование |
Необходимый опыт работы |
5 |
Специалист по закупкам Работник контрактной службы Контрактный управляющий |
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд |
Среднее профессиональное; дополнительное профессиональное – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в области закупок |
Отсутствуют |
6 |
Старший специалист по закупкам Консультант по закупкам Работник контрактной службы Контрактный управляющий |
Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд |
Высшее образование – бакалавриат; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок |
Не меньше трех лет в закупках |
7 |
Ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий |
Экспертиза результатов закупок, приемка контракта |
Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы п профессиональной переподготовки в области закупок |
Не меньше четырех лет в закупках |
8 |
Советник, заместитель руководителя, руководитель |
Контроль в сфере закупок |
Высшее образование – специалитет, магистратура; Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок |
Не меньше пяти лет в закупках, в том числе не меньше двух лет на руководящих должностях |
Обратите внимание, что работники, которые относятся к 5-му уровню, обязаны пройти как программу повышения квалификации, так и программу профессиональной переподготовки в сфере закупок. Для остальных уровней достаточно одной из этих двух форм дополнительного образования.
Отличие программ повышения квалификации от программ профессиональной переподготовки в следующем. Если сотрудник повышает квалификацию, он совершенствует или получает новую компетенцию, либо повышает профессиональный уровень в пределах имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее – Закон № 273-ФЗ).
Минимальная продолжительность программы в общем случае 16 часов. Но в области закупок минимальная продолжительность программ повышения квалификации – не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Исключение составляют программы обучения руководителей организаций-заказчиков. Для них допускается минимальный срок обучения до 40 часов (п. 2.4 указанных Методических рекомендаций).
Если работник обучается по программе профессиональной переподготовки, он получает компетенцию, которая требуется, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию (ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ). Минимальная продолжительность программы профессиональной переподготовки составляет 250 часов.
Скачайте документы по теме:
Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам
Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам, зависит от уровня квалификации. Самый низкий уровень квалификации в сфере закупок – 5-й. Его присваивают сотрудникам, которые не имели опыта с закупками. Работник с 5-м уровнем квалификации может выполнять трудовые функции:
- предварительно собирать информацию о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
- готовить закупочную документацию;
- обрабатывать результаты закупки и заключения контракта.
- cпециалисты 6-го уровня квалификации выполняют следующие трудовые функции
- составляют планы и обоснования закупок;
- осуществляют процедуру закупок.
- cпециалисты 7-го квалификационного уровня выполняют такие трудовые функции:
- проверяют, соблюдаются ли условий контракта;
- следят за качеством представленных товаров, работ, услуг.
К обобщенной трудовой функции 8-го уровня квалификации «Контроль в сфере закупок» относят мониторинг в сфере закупок, а также аудит и контроль в этой сфере. Сюда входят анализ и оценка результатов закупок, разработка нормативных или локальных актов в сфере закупок и т. д.
Специалист в сфере закупок: профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» содержит не только требования к образованию и опыту работы. Он также предусматривает умения и знания, которые являются общими для всех перечисленных ранее трудовых функций. Прежде всего, это умение пользоваться оргтехникой, иной вычислительной и вспомогательной техникой, средствами связи и коммуникаций.
Что касается знаний, профстандарт устанавливает, что любой специалист по закупкам должен знать:
- законодательство РФ, которое устанавливает правила закупок;
- гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в той части, которая относится к закупкам;
- азы антимонопольного законодательства;
- основы бухгалтерского учета, которые касаются закупок;
- азы информатики в части, которую можно применить к закупкам;
- внутренний трудовой распорядок организации;
- требования охраны труда.
Таким образом, профстандарт специалиста в сфере закупок требует весьма обширных знаний, в том числе и от начинающих работников. Некоторые требования сформулированы расплывчато, но, вероятно, они будут уточнены в ходе дальнейшего применения данного стандарта.
Скачать чистый бланк >>>
Скачать заполненный образец >>>
Читайте также:
www.kdelo.ru
Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок |
Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам |
Основы антимонопольного законодательства |
Законодательные и нормативные правовые акты по налогообложению |
Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям |
Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам |
Основы статистики в части применения к закупкам |
Основы менеджмента и управления персоналом |
Нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации |
Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям) |
Порядок подготовки и оформления отчетов, нормативных документов, внесения изменений |
Правоприменительная практика в сфере закупочной деятельности |
Особенности составления закупочной документации |
Правила административного документооборота |
Квалификационные требования, предъявляемые к специалистам, уровни (подуровни) квалификаций |
Нормативные акты и порядок проведения аттестации /сертификации или оценки квалификации работников |
Методология проведения экспертизы закупочной процедуры и документации |
Порядок составления документа в виде заключения по результатам экспертизы закупочной процедуры и документации |
Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта |
Этика делового общения и правила ведения переговоров |
Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок |
Требования охраны труда |
classdoc.ru
Профстандарт специалиста в сфере закупок в 2018 году
Ежегодно законодательство РФ совершенствуется и корректируется. В соответствии с осуществленными нововведениями, законодательство обязывает предприятия применять в ходе своей деятельности профессиональные стандарты, установленные на основании ФЗ № 44 от 05.04.2013г. В частности, изменения коснулись торговой деятельности и труда в указанной сфере специалистов по осуществлению закупок.
Профстандарты, которые применяются в сфере закупок
В 2018 году для обговариваемого направления деятельности актуальны два профессиональных стандарта:
- Документ, регламентирующий деятельность специалистов – «Специалист в сфере закупок». Профессиональный стандарт был принят Приказом Министерства труда РФ № 625-н от 10.09.2015г.
- Документ, распространяющийся на трудовую деятельность экспертов – «Эксперт в сфере закупок» был принят Приказом Минтруда РФ № 626-н от 10.09.2015г.
Указанные нормативные бумаги требуются для регламентации труда на обозначенных должностях. Они сформированы с целью управления и контроля процесса закупок для государственных и коммерческих производственных потребностей.
Профессиональные стандарты в сфере закупок были спроектированы для заказчиков государственного профиля, осуществляющих свою деятельность на основании ФЗ № 223 от 18.07.2011г. и ФЗ № 44 от 05.04.2013г.
Коммерческие организации также вправе использовать данные профстандарты для собственного производственного процесса, однако такое положение должно фиксироваться в местных нормативных документах или должностных инструкциях.
Требования профессионального стандарта к специалисту по закупкам
Требования к специалисту в разрезе закупочной деятельности делятся профстандартом на уровни квалификации. Так, специалист должен отвечать требованиям разных уровней для осуществления конкретных задач разной сложности.
Квалификационные категории разной сложности заключаются в следующем:
- Пятый квалификационный уровень. Профессии, соответствующие данному уровню – это специалист по закупкам, сотрудник контактного отдела и контактный управленец. В их основные обязанности входит организация процесса закупок для муниципальных нужд. Для подобной работы стандартом предусматривается необходимость среднего профессионального образования. Также необходимо наличие дополнительных образовательных программ, курсов повышения квалификации и т.п. Опыт работы необязателен.
- Шестой квалификационный уровень. Граждане, соответствующие данному уровню, могут занимать такие должности, как старший специалист или консультант по закупкам, сотрудник контактного отдела, а также контактный управленец. В их основные обязанности входит осуществление закупок для государственных потребностей. Сотрудники данного уровня должны предоставлять диплом о высшем образовании (бакалавр) и, при наличии, сертификат о дополнительных профессиональных курсах повышения квалификации. Также на данном уровне существует требование к опыту сотрудника – он должен составлять не менее трех лет занятости в подобной деятельности.
- Седьмой квалификационный уровень предполагает такие должности: ведущий специалист, служащие контактного отдела, заместитель управленца отделом, руководитель предприятия. Их основной обязанностью признается проведение экспертизы по результатам закупочной процедуры, а также приемка договоров. Для осуществления трудовой деятельности на подобной должности гражданин должен иметь высшее образование (магистрат и/или специалитет). При этом опыт работы должен составлять не менее 4 лет в подобной сфере.
- Восьмой квалификационный уровень. Требования данного уровня предполагают должность главного советника или руководителя компании. Основной задачей указанного субъекта является осуществление контроля за процессом закупок. Образование предполагается высшее (магистрат и/или специалитет). Опыт работ необходим не менее пяти лет на соответствующей должности.
Необходимо отметить, что сотрудники, осуществляющие свою деятельность на основе пятого квалификационного уровня, должны иметь сертификат о курсах повышения квалификации. Для остальных подчиненных данный нюанс неактуален.
Трудовые функции, исполняемые специалистами в сфере закупок
Функции специалиста тесно перекликаются с функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Эксперт в сфере закупок».
Так, функции, вменяемые сотруднику на должности, связанной с закупками, зависят от уровня квалификации. Пятый уровень, как наиболее низкий, присваивают тем лицам, которые не имели или имеют незначительный опыт работы в обозначенной сфере. Сотрудник пятого уровня исполняет следующие обязанности:
- предварительный сбор данных о состоянии рынка, возможных потребностях потребителей, средних ценах на товары и т.д.;
- подготовка необходимой документации, исходя из первой функции.
Сотрудники шестого уровня исполняют такие обязанности:
- подготавливают сметы и формулируют обоснование необходимости закупочного процесса;
- осуществляют необходимые действия в процедуре закупки, связанные с подписанием соглашений.
Специалисты, трудящиеся в соответствии с седьмым уровнем, должны разрешать такие задачи:
- контроль за соблюдением условий, прописанных в деловых соглашениях с контрагентами;
- контроль за качеством приобретаемой продукции, товаров или услуг.
Сотрудники восьмого уровня должны исполнять ряд функций, которые косвенно связаны со всеми другими работами в области закупок. К основным функциям данного персонала относят контроль за процессом закупок, а также аудит и ревизию в соответствии с принятым форматом такой процедуры на предприятии.
Особенности профессионального стандарта в сфере закупок
Данный документ отражает не только перечень требований к субъекту относительно его опыта или образования. Профессиональным стандартом по закупкам также подразумевается наличие у лица необходимых знаний и навыков, с помощью которых он сможет быть информированным об операциях, происходящих на других квалификационных уровнях. Помимо этого, современному специалисту данного профиля также необходимо владеть техническими устройствами, вычислительной и дополнительной техникой, а также средствами коммуникации.
Также профессиональный стандарт определяет список необходимых знаний, которые сотрудник должен иметь по факту наличия образования. К ним относятся:
- нормативная база законов и прочих правовых актов РФ. Подразумевается сфера закупок, а также трудовое, налоговое и уголовное законодательство в части ответственности за правонарушения;
- любую прочую законодательную базу, которая является актуальной для сферы закупок за отчетный период;
- общие сведения об антимонопольном законодательстве;
- общие сведения о бухгалтерском учете и способе отражения закупочной деятельности в бухгалтерских документах;
- общие сведения в разрезе информационных технологий, применимых к процессу закупок;
- локальные нормативные документы, их положения, а также внутренний рабочий порядок компании;
- правила охраны безопасности труда.
Так, можно сделать вывод, что профстандарт для специалиста по закупкам включает в себя требования к широкому спектру навыков и знаний сотрудников, не исключая подчиненных, которые только начинают осваиваться в трудовой деятельности данного направления.
Дискуссионным остается вопрос о формулировке некоторых положений, которые могут трактоваться отдельными профессионалами двояко. Однако все неточности разрешаются с помощью обращения в органы местного самоуправления с прошением разъяснить нюанс. В дальнейшем законодательные структуры планируют дорабатывать профстандарты для специалистов в сфере закупок, совершенствуя их и устраняя неточности.
Профстандарт эксперта в сфере закупок
Помимо специалиста, процесс закупки требует наличия эксперта в данной сфере, который сможет выполнить задачи экспертизы и, в случае необходимости, оказать консультацию по любому вопросу.
Список функций, исполняемый экспертом в сфере закупок, практически совпадает с функциями специалиста, однако эксперт должен обладать более широким спектром знаний и навыков, что позволит ему глубже исследовать возникающие проблемные аспекты.
Помимо сходности функций, совпадают также квалификационные уровни. У эксперта в сфере закупок также наблюдается градация от минимальной к максимальной сложности. Так, квалификационные уровни в разрезе экспертной работы делятся на:
- Шестой уровень. Осуществляется деятельность по мониторингу текущего состояния рынка, составлению необходимой сопутствующей отчетности по данному вопросу, а также консультационные работы в случае обращения прочих сотрудников компании.
- Седьмой уровень. Труд данной категории служащих заключается в исполнении деловых соглашений, заключении контрактов и подписании договоров. Помимо этого, также проводится экспертиза, выявляются качественные и некачественные товары или услуги, составляется сопутствующая документация.
- Восьмой уровень. Основные задачи экспертов восьмой категории заключаются в осуществлении консультационных работ, а также в проведении экспертизы. Так, данный уровень характерен для служащих управляющего аппарата организации, членов комиссии, проводящих аттестации, а также лиц, занимающихся научными исследованиями проблем и их разрешением.
Для шестого уровня требования заключаются в наличии высшего (бакалаврат) и дополнительного образования, при этом опыт должен насчитывать, как минимум, 3 года.
Для седьмой категории необходимо иметь высшее образование (магистратура), а также дополнительные курсы профессиональной подготовки. Опыт работы при этом должен быть не менее 4 лет.
Для высшего восьмого уровня характерно такое же образование, как и для седьмого, однако отработанное время в подобной деятельности должно насчитывать более пяти лет, три из которых обязательно будут на руководящей должности.
Таким образом, профстандарт в сфере закупок является новым документом, требующим детального изучения. Его применение в отечественной практике позволит повысить общий уровень качества исполнения работ, а также обеспечит регулярное повышение квалификации трудоустроенного населения в данной сфере.
Загрузка…delatdelo.com
Профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок
Расскажем о требованиях к специалистам в сфере закупок: трудовые функции, требования к образованию и опыту специалиста в зависимости от уровня его квалификации, о стандартах “специалист в сфере закупок” и “эксперт в сфере закупок”.
Из этой статьи Вы узнаете:
- О требованиях к специалисту в сфере закупок
- О стандарте «Специалист в сфере закупок»
- О стандарт «Эксперт в сфере закупок»
Требования к специалисту в сфере закупок
Минтруд России утвердил два стандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Скоро всем учреждениям-заказчикам придется применять эти документы на практике. Объясним почему.
1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, которыми определены особенности применения профессиональных стандартов (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).
В частности, в кодексе появилась новая статья 195.3. Она обязывает работодателей соблюдать особые требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены трудовым законодательством или иными нормативными актами. А Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) как раз содержит подобные требования.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Важный документ
Профессиональные стандарты утверждены приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, № 626н.
Так, в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ сказано, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Напомним, что до 2017 года таким работникам достаточно иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Это правило сохранилось со времен, когда еще действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Государственные и муниципальные учреждения начнут использовать профстандарт специалиста в сфере закупок в работе с 1 января 2017 года. За оставшееся время кадровым службам предстоит проанализировать тарифные разряды работников и системы оплаты труда, а также скорректировать должностные инструкции с учетом профстандартов исходя из задач на конкретном рабочем месте. Польза для учреждения очевидна, если подойти к решению этой задачи неформально. Ведь стандарт предполагает проведение оценки профессиональных качеств действующих сотрудников контрактных служб и комиссий.
Нововведения надо будет учитывать при организации обучения и аттестации сотрудников, в том числе тех, кто прошел обучение до внедрения соответствующих профессиональных стандартов. Поэтому приказы Минтруда России важны не только для работодателей, но и для образовательных учреждений. Они будут ориентироваться на стандарты при разработке программ обучения.
Отметим, что в отношении опыта работы, трудовых функций, навыков, знаний сотрудников стандарты носят всего лишь рекомендательный характер.
Таблица 1. Трудовые функции, требования к образованию и опыту специалиста в зависимости от уровня его квалификации
№ уровня |
Трудовые функции |
Образование и опыт |
---|---|---|
5 |
|
Среднее профессиональное образование. Опыт работы не требуется |
6 |
|
Высшее образование – бакалавриат. Опыт работы не менее трех лет |
7 |
|
Высшее образование – магистратура или специалитет. Опыт работы не менее четырех лет |
8 |
|
Высшее образование – специалитет, магистратура. Опыт работы не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет |
Стандарт «Специалист в сфере закупок»
Для контрактных служб учреждений этот стандарт наиболее важен.
Документ
Уровни квалификации, которые применяют при разработке проектов стандартов, утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.
Основной целью деятельности специалиста является контроль и управление закупками для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Его трудовые функции определяют в зависимости от квалификации. Напомним, что квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенций, который характеризует, насколько сотрудник подготовлен к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Для специалиста в сфере закупок предусмотрено несколько уровней квалификации (см. табл. 1).
5-й уровень
Работника этого уровня квалификации учреждение будет вправе назначить на должность специалиста по закупкам или работника контрактной службы
Он, в частности, может заниматься обработкой и анализом информации о ценах на товары, работы, услуги, готовить и направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) приглашения к участию в закупке. А также формировать и хранить данные и документы, в том числе полученные от участников.
Занимаясь составлением закупочной документации, работник определяет начальную (максимальную) цену контракта, составляет описание объекта закупки и проект контракта, устанавливает требования к участникам и порядок оценки их заявок. Он обрабатывает поступившие заявки, проверяет банковские гарантии, оценивает результаты и подводит итоги закупочных процедур. И это далеко не полный список обязанностей.
6-й уровень
К данной категории относятся старшие специалисты (консультанты) по закупкам, работники контрактной службы и контрактные управляющие.
Согласно стандарту, эти сотрудники составляют планы и планы-графики закупок, публикуют их и при необходимости вносят изменения. При формировании планов они устанавливают и обосновывают начальные (максимальные) цены контрактов.
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) тоже входит в круг обязанностей специалиста 6-го уровня квалификации. Помимо этого к его функциям относится:
7-й уровень
Работник с таким уровнем квалификации сможет занять должность ведущего специалиста, контрактного управляющего, работника или руководителя контрактной службы, руководителя или замруководителя подразделения.
По стандарту в число его обязанностей включен сбор информации о ходе исполнения контракта, в том числе о возникающих сложностях. Если контрагент нарушил условия контракта, он передает информацию о нем для занесения в реестр недобросовестных поставщиков.
Еще одна функция – организация приемки отдельных этапов исполнения контракта. В частности, такой специалист привлекает экспертов и экспертные организации к проверке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Кроме того, ему можно будет поручить взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении или расторжении контракта.
Важно запомнить
При аудите, в частности, оценивают выполнение условий контрактов по срокам и объему, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования.
8-й уровень
Советник, заместитель руководителя и руководитель – эти должности могут занимать только специалисты 8-го уровня квалификации.
В перечень их трудовых функций входит мониторинг и аудит закупок. Напомним, что мониторинг обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 это Минэкономразвития России.
А аудитом занимаются Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, образованные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетные органы, созданные представительными органами муниципальных образований.
Таблица 2. Должность и функции эксперта в зависимости от уровня его квалификации
№ уровня |
Должность |
Трудовые функции |
---|---|---|
6 |
Консультант (специалист) по закупкам |
|
7 |
Эксперт по закупкам |
|
8 |
Руководитель или директор (заместитель руководителя или директора) управления, департамента, организации |
|
Стандарт «Эксперт в сфере закупок»
К работникам контрактных служб данный стандарт отношения не имеет. Однако в определенных случаях эксперты и экспертные организации оказывают учреждениям услуги. Варианты должностей и трудовых функций таких работников приведены в таблице 2. Эксперты в сфере закупок консультируют клиентов, проводят по их заказу экспертизы, исследуют теоретические и практические проблемы закупок. Стандартом предусмотрено три уровня квалификации: 6-й, 7-й и 8-й. Это означает, что эксперт любой категории должен иметь высшее образование.
Сотруднику 6-го уровня квалификации требуется как минимум трехлетний опыт в сфере закупок. Он занимается мониторингом цен на товары, работы, услуги и учетом информационных ресурсов проведения закупочных мероприятий, а также размещает в ЕИС сведения и документы в рамках закупочной деятельности.
Эксперты 7-го уровня дают экспертную оценку закупочной документации, заявок на участие и результатов исполнения контракта. Минимальный опыт работы в сфере закупок – четыре года.
В топ-менеджмент экспертной организации должны входить эксперты самого высокого, 8-го уровня. Они распределяют между работниками производственные задания и контролируют их выполнение.
В заключение отметим, что оба подготовленных Минтрудом России стандарта предусматривают ряд этических норм, которые обязаны соблюдать как рядовые работники сферы закупок, так и руководители.
Рекомендуем обязать работников придерживаться этических норм, а именно:
- соблюдать конфиденциальность информации и этику делового общения;
- занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
- не разглашать материалы рабочих исследований;
- не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
- не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться
www.pro-goszakaz.ru
Профстандарт “Специалист в сфере закупок”
Деятельность специалистов по закупкам не так давно стала выделяться в отдельный кластер, претензий к ней предъявляется много. Узнайте, какие профстандарты применяются в сфере закупок, скачайте определяющие документы
Читайте в нашей статье:
Какие профстандарты применяются в сфере закупок
Правовой базой для проектирования стандартов закупочных экспертов послужили законы, определяющие этот сектор: N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. и No44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Министерством труда были спроектированы и выпущены два профстандарта, оба они утверждены как обязательные для многих организаций распоряжениями от 10 сентября 2015 года и направлены на систематизирование и регламентирование деятельности специалистов и экспертов в сфере закупок.
►Что вас ждет на экзамене по профстандарту: реальные задания
Ввод стандартов направлен на улучшение работы персонала в общем и стандартизацию подхода к кадровой политике. Деятельность специалистов по закупкам не так давно стала выделяться в отдельный кластер, претензий к ней предъявляется много. На этих работниках большая ответственность, логично, что и кадровая политика в отношении “закупочников” обязана быть понятной, нормированной и предполагающей дальнейшее развитие.
Когда вступил в силу профстандарт в сфере закупок
Нововведения, практически “перевернувшие” отношение к теме проведения закупок вызваны принятием Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2013 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изменениям и дополнениями, вступившими в силу с 11.01.2018). С 1 июля 2016 года многие предприятия обязаны действовать согласно требованиям данного Закона.
В настоящий момент стандарты являются основой для работы «закупочных» спецов в организациях государственного сектора. Но действие стандартов распространяется и на обычные коммерческие фирмы в тех ситуациях, когда это прямо прописано в Трудовом кодексе: в части необходимого образования и стажа работы для сотрудника (ч. 1 ст. 195.3 ТК) и когда речь идет о выплате компенсаций и льгот за конкретную профессию, специальность (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Другими словами, если должность подразумевает конкретные требования и выплаты, связанные именно с профессиональной деятельностью, необходимо следовать данным стандартам.
►Три документа, в которых кадровики чаще всего допускают ошибки
“Кадровик” должен понимать, что если ситуация на вашем предприятии не требует обязательного применения профстандартов, то можно расценивать их как носящие рекомендательный, а не обязательный характер. Однако мы рекомендуем следовать указаниям стандартов в тех случаях, когда речь идет о найме, проверке знаний, распределении обязанностей среди персонала. Возможно, понадобится внести какие-либо изменения в локальные нормативные акты организации.
Следовательно, каждый кадровый специалист должен иметь представление о профстандартах и при необходимости оперировать ими в своей работе.
Требования профессионального стандарта к специалисту по закупкам
Очень важно понимать, что профстандарты дают сведения не только о том, какое образование должно быть у человека, претендующего на ту или иную должность, но и диктуют, какими навыками он должен обладать.
Так, необходимо уметь использовать офисную оргтехнику и персональный компьютер, а также разнообразные программы, входящие в стандартную комплектацию ПК, знать о том, как правильно пользоваться средствами коммуникации.
►На какую доплату может претендовать кадровик, которому поручили охрану труда
Это дополняется большим списком требований к компетентности персонала, связанных со знанием актуального законодательства нашей страны и экономики: отраслевых нормативных актов (в сфере закупок и в профильной сфере – например, медицине, строительстве, торговле), основ бухучета…
Каждая должность, обозначенная в профстандартах, обладает своим индивидуальным набором знаний и навыков, а они, в свою очередь, подтверждаются документами об образовании, итогами аттестаций и стажем. Отдельно скажем о допобразовании.
Персонал 5 уровня должен обучиться по двум программам: повышения квалификации и профпереподготовки. Остальные, с 6-го по 8-й, обучаются по одной. Заметим: это не краткосрочные однодневные курсы, а длительные серьезные содержательные программы, отличающиеся итогом: повышение квалификации направлено на совершенствование, оптимизацию имеющихся знаний, а переподготовка – это получение новых. Различается и время: повышение производится в объеме 108 часов ( письмо Минэкономразвития и Минобрнауки No 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Возможно исключение: если речь об обучении руководителя, ему предстоит 40-часовое обучение. Еще длиннее курс переподготовки, он в минимальном варианте составит 250 часов.
Как пример рассмотрим, должность контрактного управляющего в сфере госзакупок (7 уровень согласно стандартам). Он должен иметь не менее 4 лет стажа в сфере закупок, специальное высшее образование (то есть не бакалавриат, а магистратуру) и дополнительное профобразование.
Общие рабочие функции | Трудовые действия, выполняемы в рамках должностных обязанностей | Варианты названий должностей работников | Выдвигаемые требования |
Обеспечение закупок для гос., МУП, и корпоративных потребностей |
|
|
Наличие образования не ниже средне-профессионального Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок |
|
|
Наличие образования не ниже высшего-бакалавра
Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок Опыт трудовой деятельности – от 3-х лет в данной отрасли |
|
Экспертиза итогов, проведённых закупок, утверждение договоров |
|
|
Наличие образования не ниже высшего-специалист (магистрат)
Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок Опыт трудовой деятельности – от 4-х лет в данной отрасли |
Надзор в сфере закупок |
|
|
Наличие образования не ниже высшего-специалист (магистрат)
Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок Опыт трудовой деятельности – от 5-ти лет в данной отрасли, а также стаж руководящей работы – от 2-х лет. |
Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам
Трудовые функции (соответственно должности в штатном расписании организации ) будут определяться именно имеющейся квалификацией сотрудника.Согласно профстандарту, работникам должны быть присвоены определенные уровни, с 5 до 8 (чем больше уровень, тем квалифицированнее и опытнее сотрудник). К каждому из уровней предъявляются требования по образованию и опыту работы, возрастающие от номера к номеру.
►Повышение квалификации: зачем вам это надо и как выбрать оптимальный формат
Так, 5 уровень – это персонал, занятый в муниципальной сфере : специалист по закупкам, работники контактного отдела, контактный управленец. Поскольку это самый низший уровень из всех «закупочных», то логично, что к нему применяются минимальные требования – как, например, необязателен опыт работы. В его задачи входит сбор информации о существующих нуждах, актуальных прайс-листах, подготовка и итоговая обработка документации.
6 уровень выше, он относится к закупкам для госнужд. Это должности старшего специалиста или консультанта по закупкам, сотрудника контактного отдела, а также контактный управленец. Они заняты планированием и подготовкой обоснования конкретных закупок и непосредственно реализуют саму процедуру закупки.
7 уровень – это уже должности ведущего специалиста, персонала контактного отдела, заместителя управленца, руководителя организации, то есть деятельность, подразумевающая исполнение экспертизы и приемку контрактов (договоров). Они контролируют, что условия договора соблюдаются, в том числе в части качества закупленных товаров и услуг.
www.pro-personal.ru