Содержание

Профстандарт директора – по персоналу, генерального, финансового

Нововведения российского законодательства в части формирования профессиональных стандартов позволяют облегчить процедуру отбора кандидатов на конкретные должности. В частности, профстандарты руководителей призваны сформировать необходимый перечень требований к управленцам в виде знаний и навыков, которые позволят грамотно управлять трудовым процессом.

Характеристика профессиональных стандартов

Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт – это специализированный норматив, включающий в себя перечень необходимых профессиональных характеристик, на основании которых сотрудник сможет исполнять возлагаемые на него трудовые функции, занимая конкретную должность.

Данный сегмент законодательства начал разрабатываться еще в 2013 году. Однако стандарты регулярно корректировались и видоизменялись, что привело к их окончательному внедрению только в 2016 году.

Начиная с 2016 года ряд государственных учреждений, а также должностей, обозначенных в документе, должны руководствоваться профстандартом для конкретной отрасли в своей деятельности.

Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Они могут использоваться для составления должностных инструкций или деловых соглашений с сотрудниками. При этом правомерно составлять местные стандарты, опираясь на оригинальный текст норматива. Для этого необходимо привлечь профессионального юриста или самостоятельно заниматься этим руководителю. Главным требованием является непротиворечивость сформированного документа трудовому законодательству и положениям Министерства труда РФ.

Сферой применения подобных документов является трудовая деятельность служащих организации. Текст стандарта описывает такие требования к сотруднику:

  • необходимость наличия соответствующих должности знаний и навыков;
  • соответствие конкретному квалификационному уровню.

Профессиональные стандарты разрабатываются, исходя из отрасли производственной деятельности. Так,

профстандарты для директоров и подчиненных являются одинаковыми. Основные отличия заключаются в соответствии двух категорий работников (руководителей и служащих) разным квалификационным уровням. Для рядового сотрудника указанный уровень будет ниже, чем у управленца. Помимо прочего, данное положение также определяет для руководителей более высокие требования к опыту, знаниям и образованию.

Особенности профстандарта заместителя директора

Важно отметить, что отдельного профстандарта для заместителя директора нет. Это связано с тем, что подобная должность во многом повторяет те же функции и обязанности, что и у главы компании. Однако в ряде стандартов имеется упоминание о заместителях. Так, с августа 2016г. стандарты, которые являются актуальными для заместителей руководителей, представляют собой следующий перечень:

  • Профстандарт № 558 «Специалист в сфере закупок»;
  • № 559 «Специалист по управлению персоналом»;
  • № 149 «Менеджер по информационным технологиям»;
  • № 31 «Специалист по техконтролю качества продукции»;
  • № 802 «Специалист по управлению качеством в авиастроении» и № 704 «Специалист по управлению поставками в авиастроении»;
  • № 581 «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в сфере спорта».

Профстандарты директоров предприятий регламентируют деятельность как управленцев, так и их замов. Для бюджетных учреждений они являются обязательными к использованию.

Все стандарты, подходящие для заместителей директора, основаны на едином шаблоне, что предполагает их одинаковую структуру:

  1. Общие данные. Предполагается описание направления трудовой деятельности, а также возможные должности, исходя из видов экономических отраслей, регламентируемых нормативом.
  2. Функции работников. Подразумевается общий список функциональных обязанностей сотрудника, при этом также обозначается уровень квалификации для конкретной должности. Зачастую используются 5-8 квалификационные уровни.
  3. Подробное описание функциональных обязанностей работника. В данном разделе фиксируются требования к образованию и опыту. Так, для заместителя директора необходимо высшее образование (бакалавр), а также опыт работы, в среднем, 3-5 лет. Также обозначаются требуемые навыки и знания.
  4. Данные об учреждениях, занимавшихся разработкой документа.

Особенности профстандарта директора по персоналу

На основании Приказа Министерства труда РФ №691-н от 06.10.2015г. был утвержден профстандарт «Специалист по управлению персоналом». Данным нормативом предусматриваются такие должности:

  • специалисты по кадрам;
  • руководители кадровых подразделений.

Главной задачей директора по персоналу является обеспечение эффективного трудового процесса для достижения целей в интересах предприятия.

Профстандартом предполагаются такие требования к директору по персоналу:

  • не менее 5 лет трудовой деятельности на должности управленца в подобной сфере;
  • высшее образование и наличие сертификата по курсам дополнительных обучающих программ.

Главными задачами, которые управленец по персоналу должен исполнять, являются:

  1. Обеспечение функционирования системы по операционному менеджменту подчиненными.
  2. Ведение необходимой документации и составление отчетности по управлению сотрудниками.
  3. Обеспечение стратегического менеджмента подчиненными.

Также для начальника отдела кадров характерно исполнение таких функций:

  • налаживать коммуникационные связи между работниками организации;
  • осуществлять стратегию по управлению персоналом;
  • придерживаться правил этикета при общении с коллегами;
  • представлять директора компании при различных переговорах в случае необходимости;
  • ведение сметы расходов по подчиненным;
  • выдвижение своих предложений по оптимизации деятельности сотрудников.

Особенности профстандарта генерального директора

Профстандарты создаются для отрасли трудовой деятельности. Однако подобная обобщенность не актуальна для такой профессии, как генеральный директор. Невозможно вывести универсальные правила и требования для управления всеми экономическими направлениями в целом. Поэтому отдельного профстандарта для генерального директора не существует.

Альтернативой, регулирующей данную профессию, является перечень профстандартов для руководителей разных отраслей. В частности:

  • профстандарт для руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере спорта;
  • для управленца строительной компании;
  • для руководителя сети отелей или гостиниц;
  • для руководителя нефтебазы и т.д.

Все профстандарты создаются по единому шаблону. Основная информация для генеральных директоров содержится в третьем разделе документа, где приводится детальный список функций управленца.

В данном разделе содержится следующая информация:

  1. Наименования должностей, которые попадают под регламент стандарта. Здесь следует искать должности «директор» или «генеральный директор».
  2. Требования, обязательные для подобной должности. В частности, раскрывается информация о необходимом образовании и стаже. К директорам выставляется требование высшего образования и курсов повышения квалификации, а также опыта работа не менее 5 лет.
  3. Конкретизированные обязанности управленца. Например, ведение документации и составление необходимой отчетности, а также составление программ оптимизации производственного процесса.

Чтобы определить, попадает ли должность руководителя под регламент какого-либо профстандарта, необходимо выяснить следующую информацию:

  1. Попадает ли сфера производственной деятельности под регламент профессиональных стандартов.
  2. Имеет ли профстандарт, актуальный для сферы деятельности, информацию о труде руководителя компании.
  3. Имеет ли управленец какие-либо льготы или ограничения от государства.

Если деятельность является упорядоченной регламенту профстандарта, руководителю следует опираться на положения норматива в дальнейшем труде.

Загрузка…

delatdelo.com

Имеются ли стандарты для финансового директора? | Вопросы подписчиков

Скажите, пожалуйста, если на сегодняшний день утвержденные проф. стандарты на ” менеджера” и “Финансового директора”? Можно ли принять на должность “финансового директора” сотрудника с высшем техническим образованием?

Ответ на вопрос:

На сегодняшний день утверждены профстандарты:

Профессионального стандарта для должности «Финансовый директор» на сегодняшний день нет.


Читайте о том, что кадровику нужно знать о профстандартах

еще больше по ссылке.


Относительно приема на работу на должность финансового директора с высшим техническим образованием:

Согласно “Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих” (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Таким образом, по решению руководителя и рекомендации аттестационной комиссии при ее наличии в организации, работник может занимать должность финансового директора, имея техническое образование.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Нормативно-правовая база

“Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих”

(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)

(ред. от 12.02.2014)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях <*>, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

——————————–

<*> Здесь и далее под “предприятием” понимаются коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, в том числе открытых и закрытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе “Должностные обязанности” установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе “Требования к квалификации” определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”.

6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования “старший” возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность “старшего” может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование “старший” не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности “ведущих” устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2 – 3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей – обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

09.09.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Полный профстандарт № 439 Специалист по финансовому консультированию

Трудовые
действия

Проведение
исследования финансового рынка и
изучение предложений финансовых
услуг (в том числе действующих правил
и условий, тарифной политики и
действующих форм документации)

Сбор
информации по спросу на рынке финансовых
услуг

Сбор
данных и ведение базы по клиентам в
программном комплексе

Оценка
качества, достаточности и надежности
информации по контрагентам

Составление
подробных паспортов финансовых
продуктов

Составление
аналитических заключений, рейтингов,
прогнозов с целью предотвращения
сделок с недобросовестными партнерами

Организация
сбора, обработки и анализа информации,
в том числе с применением социологических,
маркетинговых исследований

Мониторинг
информационных источников финансовой
информации

Анализ
состояния и прогнозирование изменений
инвестиционного и информационного
рынков

Организация
и поддерживание постоянных контактов
с рейтинговыми агентствами, аналитиками
инвестиционных организаций,
консалтинговыми организациями,
аудиторскими организациями, оценочными
фирмами, государственными и
муниципальными органами управления,
общественными организациями, средствами
массовой информации, информационными,
рекламными агентствами

Необходимые
умения

Мыслить
системно, структурировать информацию

Владеть
базовыми навыками работы на персональном
компьютере

Работать
в автоматизированных системах
информационного обеспечения
профессиональной деятельности

Производить
информационно-аналитическую работу
по рынку финансовых продуктов и услуг

Получать,
интерпретировать и документировать
результаты исследований

Применять
универсальное и специализированное
программное обеспечение, необходимое
для сбора и анализа информации

Необходимые
знания

Конъюнктура
и механизмы функционирования финансовых
рынков

Базовые
банковские, страховые и инвестиционные
продукты и услуги

Характеристики
финансовых продуктов и услуг

Методы
экономической диагностики рынка
финансовых услуг

Технологии
сбора первичной финансовой информации

Основы
гражданского, семейного и трудового
права, регулирующие финансовые
отношения домохозяйств и влияющие
на сферу управления личными финансами

Нормативная
база в области финансовой деятельности

Основные
мировые и российские тенденции
изменения законодательства,
регулирующего финансовую деятельность

Основы
макроэкономики, микроэкономики,
финансовой математики, теории
вероятностей и математической
статистики

Современная
финансовая система и финансовый
рынок, история развития финансовой
системы и финансового рынка

Современные
информационные технологии, справочные
и информационные системы в сфере
права, финансового планирования,
управления личными финансами

Система
розничных финансовых услуг, применяемых
при управлении личными финансами
домохозяйств (инвестиционные,
кредитные, страховые, пенсионные), их
качественные, количественные
характеристики

Принципы
работы, область применения и
принципиальные ограничения методов
и средств статистического анализа

Методы
сбора, обработки и анализа информации
с применением современных средств
связи, аппаратно-технических средств
и компьютерных технологий

Технологии
проведения социологических и
маркетинговых исследований

Основы
социологии, психологии

Основы
инвестиционного менеджмента и
инвестиционного маркетинга

Другие
характеристики

Соответствие
этическим принципам, кодексам деловой
этики (в случае принятия регуляторами
финансового рынка, саморегулируемыми
организациями)

xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p1ai

Специалист по финансовому консультированию 2018

Составление перечня рекомендаций по управлению инвестиционным риском
Составление инвестиционного портфеля
Выявление качественных и количественных свойств рисков в предполагаемых к использованию финансовых продуктах
Привлечение к решению задач финансового планирования независимых внешних консультантов и экспертов в области финансовых рынков
Согласование условий инвестиционного портфеля с клиентом
Регулярный пересмотр качества инвестиционного портфеля клиента (селекция и аллокация активов)
Проведение расчетов величины портфеля, достаточной для покрытия финансовых целей
Расчет размера инвестиций, необходимого для достижения целей клиента
Расчет целевой доходности в зависимости от финансовых целей и начального капитала
Анализ финансового положения клиента
Выявление несоответствий текущего финансового состояния клиента его финансовым целям
Подбор классов активов и финансовых продуктов в соответствии с потребностями клиента
Проведение стресс-тестов и сценарного анализа
Моделирование целевого портфеля клиента
Расчет параметров целевого инвестиционного портфеля
Формирование финансового плана и критериев мониторинга его выполнения
Определение и согласование правил информирования клиента
Установление критериев оценки показателей инвестиционного портфеля
Пересмотр (ребалансировка) состава активов клиентского портфеля
Мониторинг финансового плана, определение критериев эффективности финансового плана и качества инвестиционного портфеля клиента
Анализ изменения стоимости капитала инвестиционного портфеля
Составление прогноза денежного потока
Оптимизация финансового плана
Анализ использования заемных средств (кредитные продукты)
Моделирование целевого портфеля
Презентация согласованных финансовых решений клиенту
Определение критериев взаимодействия с клиентом

classdoc.ru

Профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты станут обязательными, если требования к образованию и стажу работы определены в законах. Такие изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.05.15 № 122-ФЗ. Документ вступит в силу с 1 июля 2016 года.


Ольга Аверина, внутренний аудитор отдела контроля качества услуг и методологии


Основной целью создания  профессиональных стандартов является выработка единых принципов оценки профессиональной подготовки сотрудников. Профессиональные стандарты призваны постепенно  заменить действующие в настоящее время квалификационные справочники. Зачем, поинтересуетесь вы? Дело в том, что действующие квалификационные справочники не содержат тех квалификационных требований, которые сегодня необходимы и используются при работе в той или иной должности. Если сопоставить квалификационные справочники с необходимыми в настоящее время требованиями и условиями труда, то производительность труда  по ним окажется достаточно низкой, чтобы продолжать их использовать в своей деятельности.

Основным отличием профессиональных стандартов является то, что они содержат в себе требования к уровню самостоятельности и уровню ответственности в  принятии решений,  а также могут содержать в себе дополнительные требования к  занятию определенной деятельностью  и особые условия допуска к работе (например, прохождение обязательных медицинских осмотров, наличие дополнительного образования и проч.). Также профессиональные стандарты устанавливают уровни квалификации в рамках одной должности, что квалификационными справочниками не предусмотрено. При этом для каждой должности стандартами предусмотрено 9 уровней квалификации. Все профессиональные стандарты  подчинены определенной структуре, разработанной и утвержденной Минтрудом России.  

Объединение профессиональных стандартов происходит по наименованию одной должности. При этом профессиональные стандарты построены таким образом, чтобы предусмотреть возможности профессионального роста работника и расширения зоны его трудовых обязанностей и зоны ответственности.
Согласно статье 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В свою очередь, квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Если рассматривать профессиональный стандарт с точки зрения официального документа или результата нормотворческой деятельности – это многофункциональный нормативный документ, который определяет в рамках профессиональной деятельности требования к квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням, а также содержанию и условиям труда.
А для работодателей – это основной инструмент решения задач в области управления персоналом.

Как и где необходимо использовать профессиональный стандарт

Согласно пункту 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением правительства от 22.01.2013 № 23, стандарты могут применяться:

  • работодателями при формировании кадровой политики, управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования при разработке таких стандартов.

Что касается второго пункта применения профессиональных стандартов, то это свидетельствует о том, что в настоящее время ведется работа по приведению образовательных программ обучения в соответствие с действующими требованиями и условиями  рынка труда. При этом учебные заведения, наравне с работодателями, должны следить за тенденциями рынка и вносить корректировки в программы обучения будущих специалистов.
Таким образом, от качества содержания профессиональных стандартов будет зависеть не только качество управления персоналом, но и качество подготовки будущих специалистов и четкое понимание ими своих трудовых функций.

Обязательны ли профессиональные стандарты для работодателей

Первоначальный проект о создании профессиональных стандартов содержал в себе норму, которая устанавливала обязательность применения профессиональных стандартов для государственных организаций с 1 января 2016 года. Но в окончательной редакции закона формулировки изменились.
Сейчас профессиональные стандарты применять не обязательно. Но с 1 июля 2016 года надо будет ими пользоваться (ст. 195.3 ТК РФ, введена законом № 122-ФЗ). Обязательными стандарты будут только для тех профессий, для которых дополнительные требования установлены в законах. При этом, если обязанность применения квалификационных характеристик, которые содержатся в профессиональных стандартах не установлена, работодатель может использовать их в качестве основы для определения требований к квалификации работников. 

Как подготовиться к введению профессиональных стандартов

На сегодняшний день Министерством труда и социальной защиты разработано и утверждено более 510 профессиональных стандартов. Согласно Указу Президента от 07.05.2013 № 597 до конца 2015 года ведомству поручено разработать еще более 800. Все профессиональные стандарты утвержденные Минтрудом, вносятся в специальный реестр. Недавно, 3 августа 2015 года, Минтруд актуализировал информацию в реестре. На сайте ведомства также размещены профессиональные стандарты, которые находятся на стадии обсуждения. При этом работодатель может как принять участие в общественном обсуждении такого стандарта, так и предложить соответствующий проект, составив соответствующую заявку.

Пока процесс разработки и принятия профессиональных стандартов еще не закончен, делать что-то особенное  работодателям не надо.  Достаточно просто контролировать выход профессионального стандарта по тем профессиональным направлениям (должностям и профессиям), которые есть в вашей организации.

В большинстве своем профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. Работодатели могут ориентироваться на них при формировании кадровой политики, подборе персонала, обучении, аттестации сотрудников и т. д. Если  профессиональные стандарты по должностям и профессиям, которые используются в вашей организации, уже утверждены, то ими можно воспользоваться в полном объеме уже сейчас. При этом для тех работодателей, для которых профессиональные стандарты с июля 2016 года  будут обязательными, можно, не дожидаясь этого срока, начинать приводить в соответствие локально-нормативные акты, должностные инструкции, а также выявлять потребность в необходимом образовании, повышении квалификации  или дополнительном профессиональном образовании работников.

Необходимо учесть, что уволить сотрудника, который не соответствует профессиональному стандарту, нельзя. Для того чтобы сотрудник ему соответствовал, необходимо направить его на соответствующее обучение. Курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки проводят образовательные организации со статусом дополнительного профессионального образования. О том, что  работник получил дополнительное образование, подтвердит удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Однако необходимо помнить, что требование о наличии сертификата является обязательным условием работы не для всех работников.  Также для полной уверенности о соответствии квалификации работника занимаемой должности работодатель может проводить все те  же аттестации, порядок проведения которых регламентирован трудовым законодательством.  

Методические рекомендации по управлению финансами компании

fd.ru

Профстандарт для бухгалтера с 01 июля 2016 года

Профстандарт для бухгалтера с 01 июля 2016 года приобретает особую значимость в связи со вступлением в силу касающихся его изменений в трудовом законодательстве. Рассмотрим, что это за изменения и каковы их последствия.

 

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» — приказ Минтруда РФ № 1061н

Изменения в законодательстве о профстандартах с 01.07.2016

Должностная инструкция бухгалтера по профстандарту — новый подход с 01.07.2016

Где скачать текст профстандарта «Бухгалтер»?

Итоги

 

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» — приказ Минтруда РФ № 1061н

Профессиональный стандарт — документ, отражающий перечень функций, на выполнение которых специалистом определенной должности работодатель вправе рассчитывать, а также описание требований к необходимым подготовке и опыту этого специалиста. В настоящее время такую информацию содержат следующие документы:

  • единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • профессиональные стандарты.

Профстандарт в этом списке — новинка, призванная по истечении некоторого периода заменить собой оба квалификационных справочника. Переходные мероприятия в этом направлении в настоящее время осуществляются на основании плана, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р на период 2014–2016 годов.

В рамках этого плана в отношении профессии бухгалтера приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н утвержден профстандарт «Бухгалтер». Основой его содержания послужили требования к этой специальности, содержащиеся в таких документах:

  • законе РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37.

Кроме того, в нем учтены последние изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве, запросы современных работодателей и требования, обусловленные уровнем технического прогресса:

  • компьютеризацией учета;
  • применением электронной отчетности;
  • использованием справочно-правовых систем;
  • применением оргтехники.

Профстандарт «Бухгалтер» содержит описание 2 должностей (бухгалтер и главный бухгалтер), приводя к каждой из них свой набор:

  • трудовых функций;
  • умений;
  • запросов в отношении необходимого образования и опыта работы.

О том, что определяет основные различия этих должностей, читайте в статье «Профстандарт для бухгалтера с 2016 года (нюансы)».

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Изменения в законодательстве о профстандартах с 01.07.2016

В трудовом законодательстве понятие профстандарта появилось в конце 2012 года с введением в раздел ТК РФ, посвященный квалификации и профессиональному образованию работника, ст. 195.1, увязавшей представление о квалификации с ее характеристикой, отражаемой в профстандартах.

С 01.07.2016 положения о профстандартах, содержащиеся в ТК РФ, стали действовать в новой редакции (закон РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015№ 122-ФЗ). Главными изменениями в трудовом законодательстве стали:

  • Появление в ТК РФ новой ст. 195.3, отразившей те главные принципы, которыми необходимо руководствоваться, применяя профстандарты. Использование стандарта становится обязательным, если положения, внесенные в него, предусмотрены также и в нормативных актах РФ. Положения стандарта, не подкрепленные аналогичными требованиями нормативных актов, можно считать только рекомендательными. В последнем случае профстандарт применяют как вспомогательный документ при составлении характеристики должности.
  • Установление возможности введения особого порядка использования профстандартов для госорганизаций (внебюджетных фондов, ГУП, МУП, госкорпораций и госкомпаний) и юрлиц с преобладающей долей участия государства в них (п. 1 ст. 4 закона РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Такой порядок введен постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Он делает обязательным для вышеуказанных лиц использование профстандартов с 01.07.2016 и устанавливает для создания условий их полноценного применения переходный период до 2020 года.

Таким образом, для ряда работодателей применение профстандартов (и, в частности, профессиональных стандартов для бухгалтеров) с 2016 года стало обязанностью.

Подробнее обо всех изменениях, внесенных законом № 122-ФЗ, читайте в материале «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения».

Должностная инструкция бухгалтера по профстандарту — новый подход с 01.07.2016

Обязательность применения профстандарта выражается в том, что с учетом его требований должны осуществляться:

  • разработка должностных инструкций;
  • прием на работу новых работников;
  • проверка соответствия уровня квалификации уже работающих сотрудников;
  • аттестация работников;
  • дополнительное обучение сотрудников.

В течение переходного периода, установленного для работодателей, обязанных применять профстандарты с 01.07.2016, должностные инструкции бухгалтеров нужно привести в соответствие с положениями профстандарта «Бухгалтер». Затем согласно обновленным должностным инструкциям провести оценку квалификации имеющихся сотрудников бухгалтерии. Основанием для увольнения неполное соответствие квалификации не будет. При необходимости работника можно отправить на дополнительное обучение за счет работодателя. А если сотрудник не справляется с работой, то оценить его несоответствие занимаемой должности, следствием которого станет предложение более подходящей работы или (при отсутствии подходящей должности) увольнение, можно только при проведении аттестации.

О том, какой может быть инструкция бухгалтера, составленная с использованием профстандарта, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец 2015».

Для работодателей, не входящих в круг лиц, обязанных применять профстандарты, с 01.07.2016 в части содержания должностной инструкции бухгалтера ничего не меняется. Обязательными для исполнения остаются положения закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ, касающиеся главных бухгалтеров, а профстандарт можно задействовать как документ, служащий современным источником той дополнительной информации, которая может быть внесена в должностную инструкцию для бухгалтера или главного бухгалтера (информация Минтруда РФ от 10.02.2016).

Где скачать текст профстандарта «Бухгалтер»?

Скачать текст профстандарта «Бухгалтер» можно на нашем сайте.

Скачать профессиональный стандарт

Итоги

С 01.07.2016 использование профстандарта «Бухгалтер» при оценке квалификации работника стало обязательным для госорганизаций и юрлиц с долей участия государства в них, превышающей 50%. У прочих работодателей такой обязанности не возникло, и этот профстандарт они могут использовать только как дополнительный источник информации о должностных обязанностях бухгалтера.

nalog-nalog.ru

Тренд на профстандарт – Журнал Стратегия

 

Заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», к. э. н. Сергей Бровчак рассказал Журналу Стратегия о разработке стандартов профессиональных квалификаций и их оценке. 

В 2012 году в России Минтруд и Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям занялись разработкой системы с новым подходом выстраивания профессиональных квалификаций. Почему принято решение пересмотреть существующую систему?

В Советском Союзе была выстроена достаточно неплохая система описания и оценки профессиональных квалификаций, но она устарела на настоящий момент. Система базировалась на различных тарифно-квалификационных справочниках, в том числе ЕКС и ЕТКС. Ничто не стоит на месте, и мы движемся вперед, в том числе развиваем рынок труда в Российской Федерации на базе новых профессиональных стандартов. Для этого требуется новое описание требований к профессиональным квалификациям, это общемировой тренд.

В отличие от квалификационных справочников профессиональные стандарты подробнейшим образом описывают трудовые действия и свойственные им знания и умения, которыми должен обладать конкретный специалист. Все обобщенно-трудовые функции имеют привязку к уровням квалификации, установленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Например, пятый уровень квалификации специалистов финансового рынка – это среднее профессиональное образование, шестой – бакалавриат, седьмой – магистратура, восьмой – аспирантура.

Введение профессиональных стандартов – это мировой тренд. Но за рубежом за повышение квалификации платят. Как это будет работать в России?

Профессиональные стандарты не являются самоцелью, это часть целой системы, выстраиваемой на основе пяти-шести векторов развития.

Первый вектор – выявление на рынке труда перспективных профессий. Минтруд в настоящий момент активно формирует справочник перспективных и востребованных профессий, который уже сейчас размещен на сайте министерства и достаточно активно дорабатывается.

Второй вектор – на основе выявленных перспективных и востребованных профессий пишутся профессиональные стандарты. Важно, что в этой работе учитываются мнения всех профессиональных объединений: крупнейших работодателей, профсоюзных и образовательных организаций.

После того, как профессиональный стандарт зарегистрирован, его выкладывают в общий доступ для того, чтобы и работодатели, и потенциальные работники, могли оценивать уровни квалификации, необходимые для выполнения тех или иных видов деятельности. Образовательные организации на основе профессиональных стандартов разрабатывают и видоизменяют программу обучения.

Третий вектор – это актуализация федеральных государственных образовательных стандартов, либо разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Четвертый вектор – это предусмотренная статьей 96 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Согласно данной норме профессионально-общественной аккредитация проводится профессиональными объединениями на предмет соответствия профессиональным стандартам. Если вуз проходит профессиональную общественную аккредитацию, то он об этом может заявлять на своем сайте, в официальных документах. Это есть определенный знак качества, который выдается вузу со стороны определенных профессиональных сообществ.

Пятый вектор – это собственно оценка тех квалификаций, которые разработаны на базе профессиональных стандартов в рамках Федерального закона от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Центры оценки квалификации будут принимать профессиональные экзамены. Если специалисты по определенным видам деятельности примут решение или их работодатели примут решение о том, что они должны такую оценку персонала проходить, то в этом случае, безусловно, они могут обращаться в эти центры.

Коснутся ли эти изменения в первую очередь государственных служащих?

Безусловно, коснутся. постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 как раз описывает возможные требования со стороны государства к профессиональной квалификации государственных служащих. До 2020 года все государственные служащие перейдут на систему, учитывающую требования профессиональных стандартов. Уже сейчас государственные органы могут, согласно данному постановлению, проводить работу по систематизации требований профессиональных стандартов применительно к определенным категориям госслужащих, оценивать потребность в прохождении переподготовки, повышении квалификации в случае необходимости и составлять планы работы с кадрами именно на основе профессиональных стандартов. К 2020 году эта работа должна быть завершена.

Если виды деятельности связаны с различными компенсациями, выплатами, ограничениями, в этом случае тоже нормы профессиональных стандартов обязательны, должны соответствовать существующим нормам законодательства по выплате компенсации и предоставления льгот в связи с осуществлением определенных видов деятельности. В основном речь идёт о списке льготников.

Как может измениться образовательная система, на Ваш взгляд, после того, как вся система заработает?

Она уже работает. В рамках Национального совета созданы рабочие органы. Наша Ассоциация выполняет функции Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.

Образование должно по идее, заложенной в этой новой системе, учитывать требования рынка, то есть требования профессиональных сообществ для подготовки специалистов.

По сути в итоге будет увеличено количество предметов, в дальнейшем квалификация по которым будет находить практическое применение.  Будет более предметное обучение, скорее всего, на уровне магистратуры для того, чтобы специалист, заканчивающий магистерские программы профильных вузов, мог сразу осуществлять свою деятельность на должном уровне, а не учиться заново, как зачастую это в реалиях происходит. Поэтому система выстраивает, с моей точки зрения, очень правильный вектор, когда образование становится более практико-ориентированным, то есть выпускники вузов уже знают, чем им придется непосредственно заниматься при осуществлении определенных видов деятельности и будут иметь конкретные определенные представления об этой деятельности, а не общие теоретические знания, которые тоже нужны, но зачастую не могут найти применения в практической деятельности.

Появятся ли какие-то новые профессиональные стандарты специалистов финансового рынка?

Процесс разработки профессиональных стандартов носит перманентный характер, то есть в настоящий момент мы разрабатываем профессиональный стандарт по различным видам деятельности, они все отражаются в уведомлениях, которые находятся на сайте Министерства труда. Помимо 30 разработанных профессиональных стандартов финансового рынка сейчас проходит утверждение описание для специалиста в области лизинговой деятельности, ряда специальностей банковской сферы. На следующий год будет разрабатываться профессиональные стандарты бизнес-аналитика, специалиста по привлечению инвестиций, специалиста по работе с корпоративными финансами. Это не значит, что этих профессии не существует, но мы должны стандартизировать подходы к подготовке специалистов по данным направлениям и оценке их квалификации.

В 2016 году разрабатывался профессиональный стандарт специалиста в области государственно-частного партнерства. Что Вы можете об этом рассказать?

Основным разработчиком данного профессионального стандарта выступила консалтинговая компания «ЮФК-Консалтинг» – член Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций».

Создание профессионального стандарта в области государственно-частного партнерства говорит о том, что в России продолжает формироваться новая профессия, которая уже существует безусловно, но не имеет этой описательной части в виде профессионального стандарта. Перед нашими коллегами из консалтинговой компании «ЮФК-Консалтинг» стояла непростая задача учесть мнения различных представителей профессионального сообщества – государственных учреждений, коммерческих компаний, образовательных организаций, которая была решена в ходе профессионально-общественных обсуждений.  На основе созданного профессионального стандарта будут актуализированы, разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты, будут изменены образовательные программы, описаны профессиональные квалификации и установлены требования для прохождения профессионального экзамена, и мы получим точный ориентир по требованиям к данным специалистам и по их подготовке. Это важно в данном случае.

Профессиональный стандарт учитывает тенденции на рынке и отражает эти тенденции, но сам не формирует новые профессии, он описывает их появление.

strategyjournal.ru