Содержание

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и  дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.

К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в  ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  • Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
    какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  • Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к
    профессиональному стандарту воспитателя ДОУ
    главными по отношению к детям будут функции:
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  • Характеристика функций
    В этой части профстандарта педагога ДОУ
    функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
    Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
    («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
    квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
    единого квалификационного справочника, утвержденного
    Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  • Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
  • Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
  • В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
    подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
    способом упорядочения работы дошкольных
    образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
    деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
    работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
    время…

    dou8.siteedu.ru

    Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года

    Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года — это нововведение, ожидающее всех работников, трудящихся в образовательной системе. Оно коснется всех учреждений, относящихся к этой сфере. Документ заменит должностные инструкции, квалификационные справочники. Подробней об этом в нашем обзоре.

    Профстандарт педагога: цель введения, структурный состав

    Целью введения профстандарта педагога в 2019 году является:

    1. Точное установление степени квалификации педработника.
    2. Обеспечение требуемой подготовки будущих педагогов.
    3. Предупреждение педагогов о новых запросах к их профессиональным качествам.
    4. Вовлечение педагогов в процесс повышения образовательного уровня.

    Он станет базой для прохождения аттестации, присвоения категорий, руководством при формировании ставок и приеме на работу. Все профстандарты для педагогов, вступающие в силу в 2019 году, созданы по одному макету. Основой для них является педагогическая деятельность. Обобщенно структура документа содержит 2 части:
    Базовую, отражающую 3 темы, касающиеся:

    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.

    Дополнительную, предусматривающую разработку проектов, реализацию учебных программ.

    Первые 2 раздела из базовой части дают представление о требованиях, предъявляемых к работнику образования — об объеме знаний в рамках своей специализации, методике, технике проведения урока, приемах, позволяющих наиболее эффективно доносить информацию до учащихся, о способности педагога быть примером, человеком у которого учатся. В последнем разделе идет речь о том, что педагог обязан научить познавать новые предметы, сделать так, чтобы ученики поняли необходимость учебы, пользу самообразования и саморазвития.

    Мнение преподавателей о профпрограмме

    Как только документ был опубликован, начались активные обсуждения его среди преподавателей. Все понимают, что общеобразовательная сфера должна повысить свою планку. В свете быстрого развития технологий в области информации, новых научных открытий и возможностей обучения, общеобразовательный процесс должен совершенствоваться, поэтому важность внедрения профстандарта огромная.

    Еще в ходе тестирования всплыли старые проблемы, затрудняющие возможность выполнения новых требований:

    • возросшие нагрузки;
    • недостаточное материальное обеспечение учебных заведений;
    • дефицит узкоспециализированных педагогов — дефектологов, психологов.
    • неудовлетворительная организация быта учащихся.

    Все, кто выразил свое мнение, сходятся в одном — педагог должен оставаться человеком чутким, интеллигентным, добрым, способным сопереживать неудачам и успехам своих учеников. Текст профстандарта, можно скачать и принять участие в дискуссии. Не вызывает сомнений тот факт, что педагог должен иметь такие обязательные качества:

    • универсальную образованность;
    • максимальную компетенцию;
    • креативность;
    • высокий интеллект;
    • гибкость;
    • безукоризненный внешний вид.

    Профстандарты для разных категорий

    Работа над профстандартами началась еще в 2013 году, зачем был год перерыва, и в 2015 г. Правительство утвердило сразу 3 новых профстандарта.

    Год утверждения проекта Трудовые функции для категорий преподавателей
    2013 работающих с детьми, которым не исполнилось 7 лет;
    педагогов начальных школ (для 5-9 классов; до 11 класса)
    2015 для психолога учебного заведения;
    преподавателя, работающего как с детьми, так и со взрослыми, получающими дополнительное образование;
    учителя, работающего в сфере профессионального обучения.

    В профстандарте педагога есть 2 добавочных блока: «Русский язык», «Математика». Если рассмотреть квалификацию учителя математики, то она содержит 5 трудовых функций:

    1. Три из базовой части — обучение, воспитание, развитие.
    2. Две дополнительных:
    • внедрение образовательных программ;
    • блок «Математика».

    Утвержденное правительством РФ Постановление № 584 предусматривает закончить полный переход на профстандарты педагогов до 1.01.2020 г. Его содержание допускается дополнять новыми требованиями с учетом региональных особенностей и стандартов конкретного образовательного учреждения.

    Главная задача настоящего современного педагога — вовремя обнаружить психологические и педагогические проблемы, возникающие у ученика и решать их совместно с узкими специалистами.

    Видео

    На заметку

    Нововведение для педагогов России существует многие годы в других странах мира, а именно в Великобритании (Qualified Teacher Status) и Финляндии («Рамка компетенций работников профессионального образования и обучения»).

    Рассматривая опыт зарубежных цивилизованных государств, чиновники РФ решили внедрить аналогичную программу у себя на Родине.

    2019gd.ru

    Профессиональные стандарты работников ДОУ - Центр развития ребёнка — детский сад «Улыбка»

    Уважаемые коллеги! На сайте ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ вы можете ознакомиться с ходом внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.

    1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

    10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

    Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.

    Какие профстандарты применяются

    На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:

    Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.

    Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:

    В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.

    Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

    Что хотят поменять в Профстандарте педагога?

    Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на  сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.

    Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

    1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

    2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

    3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

    Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.

    Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.

    В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:

    • учитель;
    • старший учитель;
    • ведущий учитель.

    На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».

    Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».

    Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?

    Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.

    Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

    Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

    Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?

    Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

    Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

    Почему именно к этому сроку?

    Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):

    • в части требований к квалификации;
    • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

    При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

    Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

    Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

    © Материал из Справочной системы «Образование».

    ulybkasalym.ru

    Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

    «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение. 

    Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

    Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

    Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

    Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

    К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

    • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
    • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

    Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

    Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

    Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

    Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

    1. Общие сведения о стандарте
      В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
    2. Функциональная карта
      Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
      • обучения;
      • воспитания;
      • развития.
    3. Характеристика функций
      В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
    4. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
      Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

    В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

    nsovetnik.ru

    Профстандарт педагога 2019, утвержденный правительством РФ |

    Профессия учителя в нашем обществе всегда считалась самой уважаемой и важной. На плечи педагогов ложится не только обучение детей основам наук, но и частично их воспитание и развитие. Вполне логично, что требования к ним всегда были достаточно высокими.

    Но если раньше компетенции учителей определяли только должностные инструкции, то теперь для них введут специальный профстандарт. Это значит, что для подтверждения своей квалификации педагогам придется пройти аттестацию по новым правилам.

    Стоит отметить, что о введении новых профессиональных стандартов объявили известно уже давно: ранее планировалось, что вступить в силу он должен в 2015 году. Но эта новость вызвала бурю негодования у представителей системы образования.

    Педагоги указывали, что на них и так оказывается немалое давление, а очередные требования только усложнят их работу. Учитывая это, внедрение норм отложили до 2017 года, но и этого оказалось недостаточно. Представители профсоюза заявили, что учителя еще не готовы к дополнительной нагрузке, и инициировали перенос профстандарта на сентябрь 2019 года.

    Профстандарт для учителей разрабатывался по указанию президента РФ, при этом создавать документ начали еще в 2012 году. Еще тогда представители Минобрнауки заявили, что подход к аттестации педагогов порядком устарел и требует обновления.

    Новый стандарт получил название «Педагог» и включил в себя основные требования к преподавателям российских школ. Согласно опубликованным в нем нормам, каждый учитель должен уделять внимание не только совершенствованию в своем предмете. Но и изучению других дисциплин.

    Этот документ позволит школам более точно оценивать уровень квалификации преподавательского состава и создавать действительно профессиональный коллектив.

    Профстандарт учитывает современные требования к качеству преподавания различных предметов и форме подачи информации. Следуя изложенным в нем требованиям, каждый педагог должен эффективно работать сразу в нескольких направлениях:

    • Обучение – педагог должен доносить к ученикам максимум необходимых знаний, используя интересные и понятные детям формы изложения материала. При этом подача информации должна быть таковой, чтобы ее одинаково хорошо воспринимали все дети.
    • Воспитание – учителя должны стать для учеников примером воспитанности, доброты, толерантности, внимательности к потребностям других людей. Также они обязаны находить подход ко всем детям, независимо от их социального статуса, возраста или других особенностей.
    • Развитие – кроме обучения учеников, в обязанности педагогов входит отслеживание физического и психологического состояния и развитие каждого ребенка. В случае необходимости учителя должны проводить беседы с детьми и помогать им справляться с проблемами.

    Таким образом, со вступлением стандарта в силу педагогам будет недостаточно просто изложить свой предмет ученикам. Учителя должны будут уделять больше времени подбору методик изложения материала, а также совершенствовать свой подход к ученикам.

    Планируется, что в профстандарте будут четко изложены требования, которым обязаны отвечать учителя. Так, чтобы работать в школе, педагог должен уметь:

    • грамотно планировать время, выделенное на преподавание предмета;
    • разбирать в информационных технологиях и посвящать учеников в их тонкости;
    • распознавать наклонности и таланты ребенка для дальнейшего их развития;
    • контактировать с родителями и привлекать их к учебному процессу;
    • работать с детьми, у которых диагностированы физические отклонения.

    Это только краткий список требований, но этого достаточно, чтобы понять: учителям придется приложить немало усилий, чтобы пройти аттестацию. При этом многих учителей интересует, что их ждет в случае, если они не смогут подтвердить свою квалификацию по новым нормам. Особенное опасение вызывают слухи о том, что таких педагогов будут просто увольнять из школы.

    Но все не так страшно. Если учитель не пройдет аттестацию, то ему предложат пройти курсы повышения квалификации и специальное обучение, согласно профстандарту. Тем, кто откажется получать новые знания и приспосабливаться к новым требованиям, могут предложить другую должность в том же учебном заведении.

    Профстандарт призван «подогнать» педагогов и школы к современным требованиям к образовательному процессу и уровню получаемых учениками знаний. Но очевидно, что многие нововведения внедрить будет очень сложно, если вообще возможно.

    К примеру, в документе сказано, что учителя должны хорошо ориентироваться в информационных технологиях и применять их в процессе обучения детей своему предмету. Но далеко не во всех школах есть для этого необходимая техническая база.

    Так, во многих провинциальных школах компьютерная техника очень устарелая, а в некоторых учебных заведениях ее вовсе нет. При этом Минобрнауки дает ясно понять, что дополнительного финансирования для обеспечения школ современными компьютерами, планшетами и интерактивными досками ждать не стоит.

    Еще одна не менее важная проблема – нехватка кадров. Очень часто учителя в школах работают на 1,5-2 ставки, поэтому вряд ли у них будет время на углубленное изучение других предметов и оттачивание различных навыков. Кроме того, сомнительно, что у педагогов будет возможность найти к каждому ученику индивидуальный подход и уделить много внимания.

    Немаловажно и то, что профстандарт обязывает каждого учителя иметь высшее специальное образование, но сотрудники многих сельских школ не отвечают этому требованию. Исходя из этого, возникает вопрос: таких педагогов ждет увольнение или им придется получать соответствующее образование?

    Таким образом, новый профстандарт для учителей вызывает много сомнений и вопросов. Несмотря на многолетнюю доработку, документ остается достаточно «сырым», поэтому все работники сферы образования со страхом ждут его вступления в силу.

    По мнению многих педагогов, выполнение большинства требований является маловероятным и эти нормы имеют все шансы остаться простой формальностью.

    В любом случае результативность новации можно будет анализировать только после ее введения, что случится уже в 2019 году.

    worknet-3.ru

    Профстандарт педагога 2018, утвержденный правительством РФ

    Профессиональный стандарт педагога в 2018 году - основа трудовой деятельности учителей и воспитателей, но как применять стандарты в практике, пока еще не всем понятно. Всю нужную информацию читайте в нашей статье, скачайте необходимые документы

    Читайте в нашей статье:

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога

    Профессиональные стандарты (ПС) призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Многие учителя сейчас работают «по старинке», не имея большого набора инструментов и мотивации для улучшения результатов своей деятельности. Что необходимо знать кадровику образовательной организации о том, как должны работать педагоги, читайте здесь.

    Внедрение профстандартов должно последовательно изменить ситуацию: стандартизировать и оценить квалификации работников, сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности этой сферы.

    Для администраций школ, садов, иных образовательных организаций ПС должны стать ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить собственную ответственность.

    Читайте по теме в электронном журнале

    Профстандарты в образовании с 1 января 2018 года: перечень

    В сфере образования утверждены и действуют 5 профессиональных стандартов:

    • педагога-психолога,
    • специалиста в области воспитания,
    • педагога начальных классов (учителя, воспитателя),
    • педагога дополнительного образования.
    • педагога высшего образования ( профессионального обучения)

    Были изданы приказы о переносе сроков действия некоторых из них, но в Минюсте эти документы регистрацию не прошли, а значит, все утвержденные профстандарты уже в силе. Весь процесс перехода должен завершиться к 1 января 2020 года (Постановление Правительства №584).

    Проект профстандарта учителя-логопеда пока находится в разработке. Это важный шаг для работников этой специальности, находящейся на стыке педагогики и здравоохранения. Профессиональный стандарт стал основой и для приема на работу, и для аттестации логопедов, нашел свое отражение в содержательной части должностных инструкций.

    Также разрабатываются проекты стандартов для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций.

    Структура и характеристики профстандарта

    Профстандарты разрабатываются и публикуются в форме структурированного документа с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и различным уровням квалификации.

    Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком:

    • Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
    • Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.
    • Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
    • Данные об организации-разработчике.

    В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС.

    Компетенции учителей согласно профессиональному стандарту

    Компетенции педагогов естественным образом проистекают из требований, прописанных в профстандартах. Очень коротко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе не как чего-то отдельного, а «кирпичика» в «стене» образования.

    ► Как предоставить педагогу длительный отпуск

    Педагог профессионального образования

    Так, для педагога профобразования необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости «вливаться» в сложившийся коллектив.

    Скачать профстандарт педагога высшего образования (профессионального обучения)
    Скачать в .doc

    Учитель начальных классов

    В первую очередь учитель начальных классов берет на себя ответственность за «плавный переход» детей от дошкольного детства к «взрослой жизни» - то есть уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы.

    Скачать профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
    Скачать в .doc

    Воспитатель ДОУ

    Педагог в «садике» работает на будущее: его компетенции связаны с возрастом детей и, следовательно, преимущественно обучением через игру.

    Также важно, чтобы педагог мог организовывать самостоятельную познавательную деятельность, вовремя замечать необходимость и эффективно осуществлять контакты с профильными специалистами и родителями.

    Скачать профстандарт социального педагога (специалист в области воспитания)
    Скачать в .doc

    Педагог-организатор (допобразование)

    Компетенция педагога образования в основном заключается в активизации познавательной деятельности обучаемых, умении направлять и поощрять самостоятельную работу и самоуправление в коллективе. Очень важно не пренебрегать индивидуальным подходом и работать в тесной «связке» с другими педагогами образовательного учреждения.

    Скачать профстандарт педагога-организатора (дополнительное образование)
    Скачать в .doc

    Соответствие педагога профстандарту

    Профстандарт можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов.

    Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее.

    Одна из целей внедрения ПС – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на дообучение. Конечно, будет возможен вариант и повышения квалификации по собственному желанию.


    Внедрение профстандарта педагога

    Какого-либо разработанного плана, направленного на регламентизацию внедрения ПС, не существует, все происходит индивидуально. Выше мы написали о сроках, данных на то, чтобы осуществить начало работы с профстандартами, а здесь расскажем о последовательности шагов внедрения.

    Перечень действий администрации учебного заведения, вводящего профессиональный стандарт, будет таким:

    Шаг 1.Определить состав комиссии по внедрению, рабочей группы

    Шаг 2.Составить список стандартов, необходимых для использования в конкретной организации. Это производится путем сверки штатного расписания (указанных в нем должностей) и ПС. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе комиссии.

    Шаг 3.Исследование документооборота учебного заведения в части содержания трудовых договоров и разнообразных локальных нормативных актов, внесение необходимых корректив в соглашения с педагогами.

    Шаг 4.Проверка работников, их квалификации на соответствие требованиям ПС и оформление последующего отчета для руководства образовательного заведения.

    Пока не существует законодательного механизма для случаев, если педагог не отвечает условиям профстандарта, администрация может только сообщить ему об этом, но никак не уволить!

    Все действия по внедрению должны быть открыты, прозрачны для всех участников процесса и тех, кого это напрямую касается, – от родителей и детей до представителей педагогического профсоюза и администрации.

    ► Как кадровику образовательной организации подготовиться к новому учебному году

    Идеальным вариантом представляется создание общественных организаций для того, чтобы они взяли на себя контролирующую функцию. А также поощрение учреждений, активно занявшихся вопросами внедрения профстандартов на своей территории.

    Надеемся, дело недалекого будущего и появление «третейских судей» - органов, имеющих право вмешиваться в спорные ситуации, защищать права учителей и воспитателей.

    www.pro-personal.ru

    Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования