Содержание

14. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

  • заявлена сумма НДС к возмещению;

  • заявлены льготы;

  • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

  • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

studfiles.net

Камеральная проверка 3-НДФЛ, действия во время камеральной проверки 3-НДФЛ

Все индивидуальные предприниматели, частные адвокаты и нотариусы, некоторые категории иностранных граждан, а также физлица, желающие получить имущественный или социальный вычет по налогу, предоставляют в налоговую инспекцию декларацию о своих доходах по форме 3-НДФЛ. В декларации указываются все доходы, полученные в отчетном году, налоговые вычеты, удержанные, уплаченные и подлежащие доплате суммы налога (ст. 229 НК РФ).

Все отчеты 3-НДФЛ проходят камеральную проверку, в результате которой ваша декларация будет принята, либо нет. Как проходит проверка 3-НДФЛ, какими могут быть ее итоги и что они влекут для налогоплательщика – обо всем этом в нашей статье.

Что проверяют налоговики в 3-НДФЛ

 

Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится инспекторами на месте - в налоговой инспекции. По общему правилу декларация сдается в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, а для возврата из бюджета ранее уплаченного НДФЛ декларацию (например, если вы только заявляете вычеты) можно сдать в любое время в течение всего года. На проверку 3-НДФЛ налоговикам отводится не более трех месяцев со дня получения декларации от физлица (п. 2 ст. 88 НК РФ). 

Проверка начинается без уведомления об этом налогоплательщика. Во время камеральной проверки 3-НДФЛ проверяется:

  • правильность заполнения декларации,
  • верно ли применены налоговые ставки и льготы, а также правильно ли исчислен налог,
  • соответствуют ли данные декларации 3-НДФЛ показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ, предоставленной налоговым агентом-работодателем),
  • обоснованность применения налогового вычета,
  • все ли необходимые документы предоставлены.

В ходе камеральной проверки инспекторы могут запросить документы, подтверждающие доходы или расходы. При обнаружении ошибок или противоречий в отчете, либо в прилагаемых документах, проверяющие выставляют физлицу требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений в 3-НДФЛ. Срок его исполнения – не более 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом нужно учесть, что отсчет срока камеральной проверки начнется заново с момента выполнения требования физлицом, то есть со дня сдачи уточненной декларации, предоставления пояснений и т.д.

Результаты проверки декларации

 

По окончании камеральной проверки ее итоги могут быть следующими:

  • Если декларация 3-НДФЛ не содержит ошибок, и замечаний у налоговиков нет, то налогоплательщику высылается квитанция на оплату исчисленного НДФЛ.
  • Если обнаружены ошибки и недочеты, проверяющие потребуют внести исправления и сдать уточненную декларацию. После принятия «уточненки», срок камеральной проверки начнется заново.
  • Если 3-НДФЛ предоставлялась с целью получения налогового вычета, то ИФНС принимает решение либо о возврате налога физлицу, либо об отказе в возврате НДФЛ. При положительном решении сумма налога перечисляется налогоплательщику по его заявлению в течение месяца (п. 6 ст.78 НК РФ).

В случае, когда камеральная проверка прошла успешно, но налогоплательщик сам, по какой-либо причине, предоставляет уточненную декларацию 3-НДФЛ, налоговики будут проверять не только исправленные показатели, а всю уточненную декларацию полностью (письмо Минфина РФ от 14.07.2015 № 03-02-07/1/40441).

Результат камеральной проверки в течение 10 дней после ее окончания оформляется актом, но только в случае, когда было нарушено налоговое законодательство (п.1 ст. 100 НК РФ). При отсутствии нарушений акт не составляется.

Если ИФНС не проинформировала налогоплательщика о результате камеральной проверки декларации 3-НДФЛ, то можно узнать его  самостоятельно:

  • на сайте ]]>ФНС ]]> в «Личном кабинете налогоплательщика». Для этого потребуется регистрация и пароль, получить который можно в любой налоговой инспекции, предъявив паспорт и свидетельство о присвоении ИНН. Вход доступен также тем, кто зарегистрирован на портале Госуслуг.
  • лично явившись в налоговую инспекцию на прием к своему инспектору,
  • позвонив по телефону в отдел камеральных проверок ИФНС.

Помните, что камеральную проверку проходит любая налоговая отчетность. Как видим, ее итоги не всегда радуют налогоплательщиков, поэтому следует тщательно  проверять представляемые документы и декларации на предмет ошибок и недочетов. Особенно это касается деклараций, подаваемых для получения налогового вычета.

spmag.ru

Акт камеральной налоговой проверки | Современный предприниматель

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться. 

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Акт камеральной налоговой проверки: образец заполненный

Акт камеральной налоговой проверки, образец составления которого мы представили, весьма приблизителен. Он показан в публикации для общей наглядности.

spmag.ru

понятие, порядок и сроки проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки — Мегаобучалка

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений

Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

• заявлена сумма НДС к возмещению;

• заявлены льготы;

• отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

• декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ:

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)



Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Нарушения не выявлены:

• камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

• в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

• акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

• налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

• в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

34. Выездная налоговая проверка. Понятие, ограничения, порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Оформление проведения и результатов выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.

Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.

В случае, если налогоплательщик - физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства - в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• у вас несколько обособленных подразделений;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:

• в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;

• в связи с необходимостью проведения экспертизы;

• перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

megaobuchalka.ru

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В соответствии с российским законодательством любое физическое или юридическое лицо, которое занимается трудовой деятельностью и получает от этого прибыль, обязано ее часть направлять в государственную казну в качестве налогов.

Из некоторых категорий трудящихся налоги взимаются автоматически на предприятиях, а те, кто имеет дополнительный доход или сами предприятия, обязаны представлять в орган ФНС отчеты о своей финансовой деятельности – налоговые декларации.

Мероприятия, осуществляемые при проведении камеральной проверки, являются одним из инструментов контроля фискальной службы за соблюдением налогового законодательства и достоверности представляемых данных.

Камеральная проверка – это форма аудита хозяйственной деятельности субъектов налогового права.

По своему характеру она является текущей формой контроля, поскольку вступает в силу с момента подачи физическим или юридическим лицом соответствующей декларации.

Это же правило касается подачи бухгалтерских отчетов или расчетов. Иными словами, для ее начала не требуется санкция вышестоящего начальства, она происходит по умолчанию.

Основные определения

Камеральная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля со стороны органов ФНС, которая направлена на соблюдение фискального законодательства.

Основанием для ее проведения является отчетная документация, которая подается в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика.

Сегодня используют такие формы отчетной документации, как декларации, отчеты и расчеты. В отличие от плановой или выездной налоговой проверки, здесь законом не предусмотрено уведомление налогоплательщика.

Срок проведения камерального контроля не может превышать трех месяцев. Подобная проверка, в зависимости от объемов выполняемой работы бывает:

Первоначальной или базовой На этом этапе проводится сверка правильности заполнения деклараций или других подотчетных документов.
Также инспектируется взаимосвязанность представленных данных с показателями, которые содержатся в:
  • документации за предыдущие отчетные периоды;
  • декларации и отчетной документации по другим видам налогов и сборов;
  • бухгалтерской отчетности;
  • прочей документации, которая находится в наличии органов ФНС
Углубленной Это дополнительная форма контроля, которая проводится по отдельным данным деклараций или отчетов. Объектом внимания и сверки являются контрольные соотношения – формулы, которые объясняют зависимость представленных (контрольных) данных и прочих показателей, внесенных в отчет. В этом случае налоговые органы могут потребовать разъяснения или истребовать дополнительную документацию

По направлению или объекту проверки, камеральные проверки делятся на следующие виды:

Формальная Этот вид контроля включает в себя сверку комплектности форм и документации, которая подлежит подаче в ФНС. Дополнительно проверяется наличие соответствующих реквизитов, выбор правильного метода заполнения декларации (ручкой, фломастером, машинным текстом), отсутствие неправомерных или неоговоренных заранее исправлений. Также сверке подлежат подписи и печати налогоплательщика или ответственного должностного лица, которые подают декларацию (отчетность). Если какие-то замечания присутствуют, в налоговую декларацию вносится соответствующая отметка
Арифметическая Этот вид проверки используется для определения правильности арифметического подсчета контрольных сумм в декларации (например, облагаемой налогом прибыли за отчетный период). Сверка проводится в вертикальном и горизонтальном направлении расчетов
Нормативная Этот вид проверки ставит целью сверку содержания декларации и действующих нормативов в законодательстве. Как правило, такая форма проверка позволяет выявить неправомерность использования определенных ставок налогов, исчисления затрат на себестоимость или несоответствие документа нормативной форме. Для проведения такого контроля, инспектор, как ответственное должностное лицо, использует всю имеющуюся у него нормативно-правовую базу относительно порядка уплаты налогов
Непосредственная Это логическая форма проверки финансовых потоков, на основании которых сам налогоплательщик или ответственное должностное лицо производит расчет суммы налога, которая затем вносится в декларацию

Любая камеральная проверка проходит несколько этапов:

  1. Проверяется комплектность и своевременность подачи подотчетной документации.
  2. Сверяется своевременность подачи основных расчетов по применяемым налогам.
  3. Визуально оценивается правильность оформления всего комплекта представляемой документации.
  4. Проводится проверка арифметической правильности расчетов по основным статьям налогов. Учитываются итоговые суммы, налоговые ставки, льготы, контрольные показатели.
  5. Осуществляется сверка правильности определения налоговой базы. Анализируется достоверность отдельных показателей и документа в комплексе, включая сомнительные моменты, наличие искажений, увязку данных в бухгалтерской отчетности и декларации о доходах.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются выявленные проблемы в представленных документах.

Соответственно, если таких нарушений не обнаружат, то акт составлен не будет, а сам налогоплательщик о проведенной контрольной работе ничего не узнает.

Тот, кто все-таки получит итоговый акт, но не согласен с решением и выводами налогового органа по закону может использовать следующие механизмы:

Подать возражение Аля этого отводится 15-дневный срок с момента получения акта
Направить апелляцию Для этого отводится 10-дневный срок с момента получения итогового решения по проверке

Также налогоплательщик может подать иск, например, если два предыдущих механизма не принесли ожидаемого результата.

Однако накануне подачи искового заявления заинтересованному лицу обязательно нужно пройти процедуру апелляции.

Кто ее осуществляет

Несмотря на существующее в обществе предвзятое отношение к фискальной службе, а также к возможной избирательности ее действий, камеральные налоговые проверки являются процедурой обязательной и фактически всеобъемлющей.

Их проведение не имеет избирательного принципа, то есть не санкционируется кем-то сверху по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков.

Видео: камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка – законодательно закрепленная форма деятельности фискальных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками норм законодательства.

Сюда входит правильности подачи, оформления и расчетов итоговых данных декларации (отчетности).

Проводится такая проверка без приказа вышестоящего начальства, уполномоченными для этого структурными подразделениями инспекции. То есть, такой контроль входит в их прямые служебные обязанности.

При этом налогоплательщик сможет узнать о подобной проверке лишь в том случае, если она выявит неточности в представленном пакете документов.

Нормативная база

Определение, порядок проведения и некоторые особенности камеральных налоговых проверок определяются нормами Налогового законодательства:

Статья 82 НК РФ Определяет основные положения фискального надзора, в число методов которого входит камеральная проверка
Статья 88 НК РФ Полностью посвящена камеральной проверке. Здесь приводится определение, порядок проведения, применяемость к отдельным видам отчетных документов. В ней определяются также порядок истребования дополнительных документов для сверки, порядок составления итогового акта при выявлении неточностей

Будучи разновидностью налогового контроля, над финансовой деятельностью граждан или организаций, камеральная проверка проводится согласно с требованиями ст.88 НК РФ.

Порядок назначения

Это вид проверки не относится к санкционированным, поэтому используется по умолчанию.

Основанием для проведения проверки является предоставление налогоплательщиками в фискальный орган налоговой декларации или других отчетных документов.

Перечень документов, которые подлежат сверке, определяется соответствующими пунктами ст.88 НК РФ.

Здесь также содержатся положения о документах, на которые не распространяется необходимая норма о контроле.

С 2019 года камеральная проверка не проводится при наступлении следующих обстоятельств:

Представленный документ является добровольной декларацией по активам Размещенным в банке (банковским счетам), при условии, что отчетность соответствует положениям ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами…»
Представленная документация принадлежит налогоплательщику В отношении которого осуществляется налоговый мониторинг

Также в текущем году появились отдельные нормы, касающиеся принудительного проведения камеральной проверки.

Основанием для осуществления фискального надзора является:

Последовательность проведения

Механизм проведения камеральной проверки автоматически запускается сразу после того, как будет подана соответствующая декларация в налоговую службу по месту регистрации физического или юридического лица.

Вести ее может только тот территориальный орган ФНС, в который был предоставлен соответствующий пакет документов. Длительность проверки составляет не больше 3 месяцев со дня подачи документов (ст.88 НК РФ).

Последовательность действий при проведении проверки следующая:

Вносятся данные из полученной декларации в автоматизированную систему учета ФНС После этого производится контрольная сверка введенных показателей. Для улучшения взаимосвязи между фискальным органом и бухгалтерским корпусом, существующие контрольные соотношения по которым проводится сверка, публикуются на сайте структуры. Это позволяет устранить возможные ошибки еще до подачи отчетной документации
Проводится камеральный контроль в автоматическом режиме соотношений Которые относятся к отдельным документам и их комплекту
Осуществляется углубленная проверка с запросом дополнительной документации налогоплательщика Обычно подобные требования выдвигаются в том случае, если предыдущие этапы выявили несоответствие контрольных соотношений

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

По завершении основных процедурных моментов, фискальный орган должен составить акт стандартной формы и предоставить его налогоплательщику для ознакомления.

Если акт содержит замечания или несоответствие выводов реальным обстоятельствам дела, налогоплательщик может:

  • устранить недочеты в 5-дневный срок;
  • подать апелляцию на решение налоговой службы.

Форма акта налоговой проверки закреплена распоряжением ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

На его составление отводится 10 дней со дня прекращения проверки. Еще 5 дней дается на то, чтобы этот документ вручить налогоплательщику (ст.100 НК РФ).

Истребование документов

Стоит отметить, что при проведении камеральной проверки могут возникнуть определенные документальные несоответствия.

Следовательно, фискальный орган может истребовать дополнительную документацию согласно ст.93 НК РФ.

Чаще всего подобные ситуации возникают при расчете и применении налоговых льгот. Так как налогоплательщик обязан обосновать законность их применения (ст.88 НК РФ).

При проведении проверки могут возникнуть различные спорные ситуации, в которых может по-разному трактоваться и применяться налоговое законодательство. Ниже будут рассмотрены некоторые из них.

Предприятие на УСН

Упрощенная система налогообложения очень часто используется в малом и среднем бизнесе. Нормы применения камеральной проверки в этом случае ничем особенным не отличаются об общей схемы.

Так как она не привязывается к срокам подачи декларации (31 марта) и начинается с момента представления документов.

Если по транспортному налогу

В случае, когда камеральная проверка производится по транспортному налогу, также особых расхождений с общепринятой процедурой не выявлено.

В первую очередь проверяется соблюдение сроков подачи отчетности – до 1 февраля нового отчетного года. Затем производят арифметическую сверку соотношений.

Особое внимание акцентируется на разделе 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».

Проверяются данные из ГИБДД и их соответствие предоставленным сведениям. Однако использование этого механизма происходит только в отношении юридических лиц.

Камеральная проверка является одним из обязательных и незаметных инструментов налоговой инспекции, который призван контролировать правильность соблюдения налогоплательщиками существующих норм законодательства.

Игнорировать ее результаты не стоит, поскольку это может привести к применению штрафных санкций.

buhonline24.ru

Результат - камеральная проверка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Результат - камеральная проверка

Cтраница 1

Результаты камеральной проверки фиксируются в предусмотренных формами отчетности графах ( строках) или на последних листах представленных отчетов. Если по результатам камеральной проверки установлены нарушения по порядку оформления отчетности, то налогоплательщику направляется уведомление о необходимости внести исправления. При установлении по результатам проведенной камеральной проверки сумм недоплаты по налогам налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.  [1]

Данные по результатам камеральной проверки используются при проведении иных видов проверки.  [2]

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.  [3]

Для целей квалификации деяния по данной статье под суммами налогов, подлежащими уплате, следует понимать суммы налога, определяемые по результатам камеральной проверки, проводимой налоговым органом на основе представленной налоговой декларации, а не суммы налога, исчисленные налогоплательщиком и указанные в налоговой декларации в числе прочих сведений, подлежащих отражению в ней в соответствии со ст. 80 НК.  [4]

База данных Единого государственного реестра налогоплательщиков и досье организации-налогоплательщика дают общее представление о подлежащей проверке организации, ее учредителях, дочерних и зависимых обществах, наличии филиалов, представительств и других обособленных подразделений, имеющихся счетах в банках и других кредитных учреждениях и т.п. Результаты камеральной проверки представляемой организацией отчетности и материалы предшествующих выездных ( документальных) налоговых проверок позволяют оценить масштабы финансово-хозяйственной деятельности и ее основные направления, выделить сферы деятельности, где выявление налоговых правонарушений наиболее вероятно и на которые при проведении проверки следует обратить особое внимание. Данные оперативно-бухгалтерского учета показывают полноту и своевременность уплаты налогов подлежащей проверке организацией.  [5]

Результаты камеральной проверки фиксируются в предусмотренных формами отчетности графах ( строках) или на последних листах представленных отчетов. Если по результатам камеральной проверки установлены нарушения по порядку оформления отчетности, то налогоплательщику направляется уведомление о необходимости внести исправления. При установлении по результатам проведенной камеральной проверки сумм недоплаты по налогам налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.  [6]

Решение ( постановление) как специальный ненормативный акт налогового органа принимается только по окончании выездной налоговой проверки. Согласно ст. 88 НК РФ по результатам камеральной проверки, выявившей недоплату налога, налогоплательщику направляется только требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Согласно ст. 101 НК РФ полномочиями по принятию решения ( постановления) по результатам проверки обладают только руководитель налогового органа и его заместитель.  [7]

При проведении камеральной проверки налоговый орган может требовать у налогоплательщика предоставления дополнительных сведений, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.  [8]

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.  [9]

Результаты камеральной проверки фиксируются в предусмотренных формами отчетности графах ( строках) или на последних листах представленных отчетов. Если по результатам камеральной проверки установлены нарушения по порядку оформления отчетности, то налогоплательщику направляется уведомление о необходимости внести исправления. При установлении по результатам проведенной камеральной проверки сумм недоплаты по налогам налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.  [10]

Камеральная проверка сводится к следующему. Каждое предприятие обязано к установленному сроку представить налоговому органу бухгалтерский отчет и налоговые расчеты по всем видам налогов. Налоговый инспектор проверяет, все ли необходимые приложения к бухгалтерскому отчету, а также налоговые расчеты представлены. Затем он проверяет правильность заполнения этих документов, увязку показателей, указанных во всех формах отчетности, в том числе налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет причины отклонений между ними, обоснованность применения предприятием налоговых льгот и ставок налогов и т.п. В соответствующих графах налоговых расчетов инспектор проставляет цифровые данные, полученные в результате камеральной проверки.  [11]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Акт камеральной налоговой проверки: содержание документа

Каждый налогоплательщик Российской Федерации обязан передавать в налоговую службу отчетность, касающуюся поступающих к нему доходов и налоговых отчислений, которые он отправил в пользу государственной казны. В этой статье мы рассказываем, как проходит камеральная проверка, для чего она нужна и как выглядит акт камеральной налоговой проверки, заполняемый по итогам проведения.

Передача данных производится посредством предоставления документов по особой форме, разработанной правительством – деклараций. Каждая из них предназначается для:

  • разных налоговых сборов;
  • жизненных ситуаций;
  • категорий граждан;
  • статусов налогоплательщиков и прочих параметров.

Принимать данные, указанные в декларационных бланках, на веру сотрудники налоговой службы не имеют право. Чтобы подтвердить правдивость всех поступающих сведений, инспекторы вынуждены проводить проверки не выездного характера.

Такие мероприятия носят название проверок камеральных – процесс отслеживания соблюдения всех установленных законодательно норм, касающихся налоговых правоотношений, то есть самих сборов, передачи сведений по ним, оформления декларационных документов и сопутствующих бумаг, поступивших от плательщика на проверку в Федеральную налоговую службу.

Что такое акт камеральной налоговой проверки и зачем он нужен

Сроки осуществления проверки и установленный порядок

Проведение искомого процесса, как и остальные мероприятия в области налоговых правоотношений, регулируется посредством Налогового Кодекса страны, говоря точнее, с помощью его статьи под номером 88.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Стартует осуществление проверки непосредственно с момента предоставления налогоплательщиком декларационных бланков и сопутствующих документов на проверку в налоговую инспекцию. Чтобы ее инициировать, специалистам не требуется получить разрешение или задокументированное решение от руководства конкретного отделения службы или предоставившего данные плательщика налоговых сборов.

Кроме того, представители налоговой системы не имеют обязательства по отправлению налогоплательщикам уведомлений, в которых будет сказано, что камеральная проверка стартовала.

Длительность проведения искомого процесса составляет 3 месяца с момента передачи декларации на рассмотрение в отделение налоговой инспекции

Если проверка уже началась и во время ее проведения были обнаружены некоторые неточности, ошибки или любое иное несоответствие поданных в обработку сведений действительности, инспекторы обязаны оповестить об этом гражданина, документы которого проверяются и предоставить ему следующие два варианта дальнейшего развития событий:

  • либо явиться в отделение службы для дачи устных и письменных разъяснений по неточностям в декларации;
  • либо предоставить новый декларационный бланк, играющий роль исправляющей неверный документ бумаги.

Хотим обратить ваше внимание на факт, что дополнительная подача сведений или приглашение для получения разъяснений – ситуации, возникающие довольно таки редко. Обычно в ходе камеральной проверки все неточности или непонятные сотрудникам налоговой до этого моменты выясняются, и работа продолжается дальше полным ходом.

При возникновении необходимости в подаче разъяснений, можно поступить следующим образом.

  1. Лично явиться в налоговую инспекцию и в присутствии сотрудников, занимающихся вашем делом, составить письменное объяснение. Весьма удобный вариант, так как присутствующие при написании работники инспекции помогут вам указать все необходимые уточнения и предварительно подробно объяснять, в чем, собственно, состоят неточности.
  2. Отправить письменное пояснение с помощью почты. Для этого необходимо составить заказное письмо сразу же, как только получите требования, так как максимальный срок предоставления разъяснений составляет пять рабочих дней.
  3. Помимо почтового отправления, пояснения можно отослать с использованием электронных коммуникационных каналов, то есть воспользоваться сканером и сетью интернет, направив уточнение на электронную почту конкретного отделения налоговой службы.

Согласно закону, вы имеете право на осуществление передачи данных любым из перечисленных выше способов. Однако, мы рекомендуем проконсультироваться со специалистами налоговой, занимающимися вашим делом. Сделайте, как удобно обеим сторонам и наладите с сотрудниками дружеские отношения, что, безусловно, повлияет на степень усердия в работе именно с вами.

Если вам предстоит не дача пояснений, а внесение корректирующих сведений с использованием нового декларационного бланка, придется провести его заполнение повторно. Согласно букве закона, на запрос уточняющей декларации и иных сопутствующих ей документов, налоговая служба имеет право в следующих случаях.

  • если имело место быть заявление суммы налога на добавленную стоимость, которую необходимо возместить;
  • когда в декларационном бланке заявлены некоторые льготы, полагающиеся налогоплательщику;
  • если предоставление отчетности ведется по налоговым сборам, напрямую относящимся к области использования ресурсов природного характера;
  • если декларационный бланк по сбору с прибыли организации или подоходному налогу физических лиц был предоставлен на проверку лицом, участвующим в инвестиционном товариществе.

Право на получение дополнительных сведений во время проведения камеральной проверки у сотрудников налоговой службы распространяется не только на предоставляющих документы налогоплательщиков. Получить интересующую информацию они могут и из иных дополнительных источников.

  1. Прежде всего, налоговая служба имеет право на уточнение и дополнение имеющихся на руках сведений с помощью самих налогоплательщиков, однако, лишь в тех случаях, когда такое право возникает согласно законодательным нормам.
  2. Требовать предоставление сведений и дополнительных документов представители налоговой инспекции также имеют право у контрагентов и других субъектов.
  3. В особо сложных делах допускается также проведение допросов лиц, являющихся свидетелями в том или ином деле.
  4. Еще один способ получить дополнительную информацию – провести экспертизу.
  5. При необходимости для выяснения некоторых обстоятельств сотрудники налоговой службы могут пригласить принять участие в процессе профессионального переводчика или эксперта в нужной области деятельности.
  6. При наличии согласия плательщика налоговых сборов, сотрудники службы также имеют право на проведение осмотра представленной документации и каких-либо связанных с делом предметов.

Как специалисты определяют, когда необходимо инициировать проверку

Как мы уже упоминали выше, камеральная проверка осуществляется «на месте», то есть внутри Федеральной налоговой службы, при этом, не подразумевая никаких визитов личного характера.

Как специалисты принимают решение о проведении проверки

Специалисты службы осуществляют рассмотрение декларационных бланков и иных отчетных документов, наполненных сведениями, касающимися деятельности, которую ведет лицо:

  • физическое;
  • юридическое.

Все эти данные сверяются с одной целью: чтобы удостовериться, не совершил ли субъект налоговых правоотношений каких-либо противозаконных действий или просто, не допустил ли он банальных ошибок при проведении расчетов величины сбора.

Такие проверки на руку не только налоговой службе, но и самим плательщикам, как минимум потому, что излишне уплаченные налоговые сборы, суммы которых порой весьма ощутимы, возвращаются обратно.

На проведение проверки отдается срок, равный трем месяцам. Отсчет начинается непосредственно с момента передачи на проверку декларационного документа, заполненного сведениями о налогоплательщике. Если во время проведения камеральной проверки сотрудники налоговой службы находят неточности или какие-либо ошибки среди задекларированной информации, и не смогут самостоятельно разъяснить несовпадения, придется налогоплательщику заняться этим самостоятельно. Для этого ему необходимо будет явиться непосредственно в налоговую службу, и дать письменное объяснение или повторно предоставить уточняющий декларационный бланк.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, сотрудники налоговой службы обязаны осуществлять налоговую проверку декларационных бланков. Однако, внутри этого главного свода сведений, регулирующего правоотношения в области налогообложения, не сказано, кого именно и в каких случаях необходимо подвергать камеральной проверке. Именно поэтому, фактически на сотрудниках службы не только лежит обязанность по выяснению достоверности знаний, но также, по определению подлежащих к проверке документов.

Как проходит проведение камеральной проверки

Начинается процесс с того, что налогоплательщик приносит в инспекцию декларационный бланк с внесенными внутрь сведениями, а также сопутствующие ему документы, являющиеся подтверждением указанной внутри декларации информации.

Вы передаете бумаги на проверку, и они поступают в программную обработку. Компьютер сканирует документы для осуществления автоматического отслеживания некоторых контрольных соотношений. Переданная отчетность сверяется со многими иными данными прошлых периодов, например с тем, как происходило движение денежных средств на счете расчетного характера налогоплательщика и тому подобное. Также внимательно изучаются показатели по иным налоговым отчислениям.

Если никаких несовпадений, ошибок и неточностей не было обнаружено, налогоплательщик, не сведущий в налоговом законодательстве, вполне возможно даже не узнает, что искомая проверка имела место быть, так как предоставление уведомлений о ее запуске не входит в обязанности инспекторов налоговой службы.

Во время осуществления процесса по сверке данных, могут быть обнаружены нарушения следующих основных категорий.

  1. Ошибочные сведения, указанные внутри отчетности по налоговым сборам.
  2. Возникновение противоречий между информацией в декларационном бланке и другими, сопутствующими ей, документами.
  3. Возникновение несоответствий между информацией, представленной на проверку плательщиком и сведениями, полученными из иных источников специалистами службы, например, от кредитных организаций или контрагентов.

Если у специалистов возникает подозрение, что предоставившее на проверку документы лицо является нарушителем, его обязательно уведомят и выдвинут требование по исправлению ошибок или уточнению каких-либо сведений. На эту процедуру налогоплательщик получает пять рабочих дней.

Лучше всего явиться в инспекцию лично и устно разъяснить специалистам ситуацию, затем составив письменное объяснение

Несвоевременная подача сведений считается серьезным нарушением. Несмотря на то, что денежных санкций к нему напрямую не предусмотрено, счет не торопящегося представить объяснение налогоплательщика, служащие налоговой имеют полное право заблокировать до выяснения обстоятельств.

Обратите внимание! Если согласно букве закона не было выявлено никаких нарушений, склоняющих работников службы к возникновению различного рода подозрений, запрашивать дополнительные сведения или какую-либо первичную документацию у налогоплательщика у служащих права нет.

Если отчетность проверена и сочтена беспроблемной, повторно проводить проверку ее никакой иной налоговый орган не станет. Однако, служба все же имеет право на проведение проверки в тот же налоговый период по декларации уточненной вами.

Видео – Камеральная налоговая проверка, лекция

Проведение углубленной проверки

Проведение углубленной проверки подразумевает запрашивание дополняющих имеющиеся сведения данных у различных субъектов. Проще говоря, если необходимы подтверждения некоторым фактам или сомнения в правдивости какой-либо информации столь сильны, сотрудники службы имеют возможность:

  • получить ксерокопии документации первичного характера;
  • провести беседу со свидетелями того или иного дела;
  • выяснить интересующую информацию у контрагентов;
  • назначить экспертизу или получить дополнительные сведения иными доступными путями, определенными законодательно.

Для чего нужна углубленная проверка

Потребность в проведении углубленной проверки возникает в следующих ситуациях.

  1. Если плательщик налоговых сборов обладает правом на пользование какими-либо льготами. Обычно сведения со стороны нужны как раз для подтверждения искомых сведений о владении правом на получение государственных «поблажек» при выплате налогов.
  2. Если в декларационном бланке было заявлено возмещение налога на добавленную стоимость, налоговая инспекция часто настаивает на проведении углубленной камеральной проверки. Дело в том, что обычно представители предпринимательской категории избегают возмещения НДС. Начиная с 2015 года, появилась возможность перенесения вычетов налога на добавленную стоимость на три года, дабы не проводилась камеральная проверка углубленного характера, и можно был уйти от возмещения.
  3. Если внутри декларационного бланка по налогу на добавленную стоимость имеются данные по проведенным операциям, противоречащие иной информации, полученной из этого же бланка. Или обнаружено несоответствие сведений по тем же операциям из декларационного бланка по налогу на добавленную стоимость, который был предоставлен на проверку иным субъектом. Приведем пример. Вы и компания, являющаяся вашим контрагентом, одновременно предоставляете на проверку декларации. В одной и той же сделке, в которой оба вы принимали участие, показатели налога на добавленную стоимость согласно документации, предложенной к проверке, оказались разными. Раньше такое положение дел могло бы потребовать возмещения, теперь же производить его не требуется.
  4. Если по истечению двух лет с последнего дня, в который была подана декларация, вы передаете на проверку декларационный бланк с уточненными сведениями, внутри которого увеличился показатель полученных убытков или была уменьшена сумма налогового сбора. Разумеется, такое положение дел может показаться надуманным, и налоговая служба захочет выяснить, насколько соответствуют действительности новые данные.
  5. Чаще всего углубленной проверке камерального типа подвергаются декларации, составленные по налоговым отчислениям, связанным с использованием ресурсов, дарованных человеку природой.

Обратите внимание! Если ни одно из вышеперечисленных обстоятельств в вашем случае не имеет места быть, вы имеете право не предоставлять налоговой службе дополнительных сведений на полностью законных основаниях. Однако если вы действительно чисты и имеете возможность объясниться, лучше это сделать, дабы не усугублять ситуацию.

События по окончанию проверки: составление акта

Так что же начинает происходить по окончанию проведенной проверки?

Если специалисты налоговой службы не обнаружили никаких ошибок, противоречий и несоответствий, то больше ничего происходить не будет.

Когда внутри декларационного документа имеют место быть заявленные льготы или к возмещению из государственной казны предъявлен налог на добавленную стоимость, представители налоговой службы могут настоять на предоставлении дополнительной подтверждающей документации.

В случае, когда выявляются некоторые нарушения, налоговая инспекция по окончанию проверки приступит к составлению акта. Всего на проведение искомого процесса у специалистов по закону есть десять дней. По их истечению у службы остается еще пять дней на вручение бумаги плательщику.

После изучения акта с нарушениями, у плательщика остается ровно 30 дней на передачу возражений по поводу составленного акта. Когда указанный срок, данный налогоплательщику, кончится, руководитель конкретного отделения налоговой службы пример решение о привлечении искомого лица к ответственности за совершенное правонарушение. Поскольку это решение остается именно за руководящим лицом, в некоторых ситуациях предугадать, будет ли назначено наказание, практически невозможно.

Обжалование акта камеральной проверки

Не думайте, что вы обязаны покорно согласиться с назначенным наказанием. Вы имеете полное право на обжалование решения руководителя отделений налоговой службы, если не согласны с вынесенным им вердиктом.

Образец составления возражения

Таблица 1. Способы выражения несогласия в юридической форме

Способ №1Способ №2
Первый заключается в написании и подаче жалобы в налоговую службу, то есть ее орган, который по отношению к выписавшему негативный акт камеральной проверки отделению является вышестоящим.

Искомый вышестоящий орган или конкретный чиновник, ранг которого будет выше предыдущего сотрудника, примет к рассмотрению написанную вами жалобу и совершит один из следующих шагов:

  • оставит принятое «младшим» сотрудником решение в силе, не удовлетворив заявление жалующегося лица, которому придется на этом этапе довольствоваться проигрышным результатом;
  • изменит частично или полностью вынесенное ранее специалистами налоговой службы решение;
  • отменит полностью вынесенное ранее решение;
  • отменит предыдущее постановление и вынесет свое собственное, тем самым изменив исход дела.

    Рассмотрение жалоб, поступающих от налогоплательщиков, производится в течение полутора месяцев. Результаты работы с обращением сообщаются субъекту, подавшему жалобу, в письменном виде. Их высылают в виде письма в трехдневный срок с момента принятия искомого решения.

  • Если жалоба подана, но решение, вынесенное внутри налоговой системы, все еще кажется вам неудовлетворительным, необходимо составить и подать обращение в арбитражный суд.

    Хотим обратить ваше внимание на следующий факт: смысл в посещении суда и дальнейших разбирательств возникает лишь после обжалования решения сотрудника инспекции в вышестоящий налоговый орган или чиновнику более высокого ранга.

    Подача иска производится в течение трехмесячного срока с того дня, когда вы официально получили уведомление и узнали информацию по итогу обжалования предыдущего решения. Если результат был неудовлетворительным, можно отправляться в арбитражный суд и затевать судебное разбирательство.

    Сроки оформления документации

    Существуют установленные законодательно сроки оформления документации.

    Так, если нарушения в ходе камеральной проверки выявлены не были, процедура подходит к автоматическому завершению. Поскольку сообщать плательщику налогов, что проверка началась или кончилась, инспекция не обязана, никаких сроков к этому событию не предусматривается.

    В случае, когда нарушения все же имели место быть, активны следующие временные границы:

    • ровно 10 рабочих дней дается на составление акта по произведенной камеральной проверке;
    • через 5 рабочих дней (или ранее, в течение этих 5 дней) искомый акт, составленный службой, вручается для рассмотрения налогоплательщику, по делу которого проверка и проводилась;
    • 30 дней дается субъекту, не согласному с решением, вынесенным по его дело, на обжалование акта и подачу возражения по результатам камеральной проверки;
    • как только положенный на предоставление возражений срок подойдет концу, в течение 10 дней с его последних суток глава искомого налогового органа обязан произвести рассмотрение собранных при проверке материалов, принять во внимание возражение плательщика и издать решение, согласно которому субъект будет либо привлечен к ответственности за совершенное им правонарушение в области налогового законодательства, либо не получит каких-либо наказаний.

    Несмотря на то, что налоговая инспекция не обязана уведомлять субъектов о начале и окончании проведения камеральной проверки, о дополнительной работе с возражениями, а также времени и места рассмотрения обжалованных материалов проверки, необходимо налогоплательщика сообщать.

    В некоторых случаях руководящее лицо инспекции может решить, что дело нуждается в увеличении временного срока, отпущенного на рассмотрение собранных к проверке материалов, однако искомый срок не может составить более календарного месяца, то есть 30 дней.

    Содержание акта камеральной проверки

    Как и всякий документ, форма которого определена на правительственном уровне, акт, выдаваемый налогоплательщику по окончанию проведенной проверки камерального типа, содержит определенные сведения.

    Образец заполнения акта

    Кроме того, искомая форма структурирована, ее части следуют друг за другом в четко установленной последовательности. Давайте посмотрим, в какой.

    Часть №1

     Первая часть является вводной. К ней относятся сведения общего характера, относящиеся к проведенной проверке, а также компании, по которой проводится проверка. В эту часть вписывают такие данные, как:

    • наименование организации;
    • идентификационный номер налогоплательщика;
    • код причины постановки на учет и другие стандартные сведения.

    Венчается вводная часть указанием следующих обязательных элементов:

    • датой проведения камеральной проверки;
    • местом проведения исходной проверки.

    Часть №2

     За вводной частью следует блок описательной информации. Внутри него в полной мере раскрываются сведения, касающиеся произведенных налогоплательщиками нарушений правоотношений в области налогового законодательства. При этом, не допускается голословности, все четко и по делу. Каждое обнаруженное правонарушение в этом же блоке подкрепляется доказательной базой, иными словами, составители акта ссылаются на подтверждающие документы, сведения из которых систематизированы, вынесены полно и емко, а также четко, чтобы не вызывать путаницу ни у других специалистов службы ни у субъекта, являющегося адресатом акта.

    Кроме того, в этой же части, сотрудник, ответственный за проведение проверки представляется полными именем, фамилией и отчеством, а также указывает следующие нюансы:

    • регистрационный номер декларации;
    • по поводу какого субъекта правоотношений в сфере налогового законодательства проводилась проверка;
    • когда были представлены на проверку документы;
    • какой налоговый орган занимается искомым делом и т.д.

    Часть №3

     Заканчивается акт частью итоговой, внутри которой, как водится, содержатся итоговые выводы специалиста, проводившего процесс проверки, касающиеся имеющегося налогового правонарушения, если таковое было выявлено, последствий, которые оно повлекло за собой. Кроме того, в итоговой части специалист вносит предложения, с помощью которых можно деятельно устранит возникшие последствия с минимальным ущербом.

    Чаще всего эта часть содержит сведения по:

    • завышенным убыткам;
    • заниженным налоговым сборам и прочим нюансам.

    В обязательном порядке в качестве документального сопровождения акта оформляют приложения к нему. Они представляют собой доказательную базу, на основании которой составлен акт. С их помощью последующие инстанции, рассматривающие акт, получат подтверждение произведенных плательщиком нарушений и смогут сделать собственный выводы, касательно начисленных и выплаченных в казну сборов, пеней, иных штрафных санкций и прочих нюансов.

    Причем, приложениями могут стать не только представленные на рассмотрение субъектом документы, или собранные в процессе проведения проверки дополнительные бумаги, но также собственные:

    • расчеты расхождений между показателями, которые были заявлены, и установленными в ходе проведения камеральной проверки сведениями;
    • дополнения сторонние;
    • какие-либо пояснительные документы;
    • иные бумаги, оформленные по инициативе инспектора, осуществляющего процесс проведения проверки.

    Ознакомление руководителя компании или иного гражданина, являющегося стороной, сдавшей документы на проверку в налоговую службу, производится через пять дней после составления акта. При этом распечатывается несколько заверенных экземпляров. Один из них остается в отделении Федеральной налоговой службы. На нем представитель получающей стороны обязан завизировать получение с помощью проставления подписи.

    Обратите внимание! Проставляя подпись, вы не соглашаетесь со сказанным в акте, а только подтверждаете, что получили его и ознакомились с предназначенной для вас информацией.

    Если имел место быть отказ от получения документа, сотрудники налоговой инспекции отправят его почтовым отправлением по адресу налогоплательщика, перед этим указав, что акт не был принят. Сроки для почтовой пересылки устанавливаются такие же, как и для личного вручения.

    Подведем итоги

    Оформление акта камеральной проверки – процесс довольно сложный даже для опытных сотрудников. Он включает в себя несколько этапов исследования, изучение и составление доказательной базы. Не удивительно, что на весь процесс налоговая служба получает довольно солидный срок – три месяца, которые редко используются не до конца.

    Если вы являетесь налогоплательщиком, мы советуем вам отнестись к подготовке декларации со всей ответственностью, чтобы в будущем не возникло надобности в обжаловании решений и обращении в суд.

    nalog-expert.com