Содержание

Чем специальная оценка условий труда отличается от аттестации рабочих мест?

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.

Отмена АРМ связана с непродуктивностью процедуры. Во-первых потому, что не достигалась одна из основных целей – улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии. Со спецоценкой немного все иначе: снизив многие барьеры в установленном порядке проведения процедуры, она тем самым стимулирует работодателей выполнять свои обязательства. Например, чтобы уменьшить размер выплат дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ ранее результатов АРМ было недостаточно, нужно было проводить и собственно спецоценку. Выделив СОУТ в самостоятельный институт, трудозатраты работодателя удалось минимизировать – достаточно провести процедуру, ее результатов будет достаточно для достижения большинства целей в области охраны труда (ОТ, – ред.).

Сказать о том, что раз уж спецоценку выделили в отдельный институт и процедура имеет уникальный порядок, нельзя, так как СОУТ сохранила в себе лучший опыт традиционной процедуры АРМ. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения нет и что спецоценка – практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, спецоценка отличается от АРМ. Чем?

Начнем с того, что СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения АРМ по условиям труда» от 26.04.11 года. На уровень федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа». В установленные сроки Минтруд уложился.

Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ, – ред.), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде.

Кстати, при спецоценке появляется новый участник – эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший в лаборатории более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профподготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Минтруде. Теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ. И таких экспертов в штате лаборатории должно быть не менее пяти, включая врача по гигиене труда. Вся информация об экспертах теперь будет храниться в открытом доступе в специальном реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ на сайте Минтруда.

Был подкорректирован состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.

При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени. Подробнее здесь. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней – 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа – пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

Понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.)» и «декларирование соответствия условий труда» появились впервые при спецоценке. Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам№1 и №2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры.

Относительно декларирования. При АРМ существовала схожая с процедура – сертификация организации работ по ОТ, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем. Отмена обязательной сертификации – в некотором роде послабление для бизнеса, так как она осуществлялась на коммерческой основе, а декларирование – совершенно бесплатно, да к тому же с рядом преимуществ для работодателей.

На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

Как было при АРМ. Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот травмоопасность была исключена по ряду причин. Узнайте подробнее здесь.

Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.

Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации несет организация по СОУТ. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение – ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь:

Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’

Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.

Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям законодательства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестация рабочих мест и СОУТ – в чем разница?

Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать с 01.01.2014 года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.

Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?

  • Трудовой кодекс РФ, ст. 212
  • Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. №426-ФЗ
  • Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г. №33н

В чем сходство между СОУТ и АРМ?

  • СОУТ была создана как замена АРМ, поэтому логично, что у двух этих процедур много общих целей:
  • Установить классы и подклассы условий труда
  • Установить гарантии и компенсации, которые предусматривает для работников ТК РФ и иные документы
  • Организовать и провести медосмотры персонала
  • Разработать и выполнить мероприятия по улучшению условий труда
  • Проинформировать сотрудников об условиях труда на их рабочих местах

В чем принципиальные различия?

Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.

За соблюдением спецоценки органы государственного надзора и контроля следят гораздо пристальнее, чем раньше за проведением аттестации рабочих мест. Повышенный контроль, в свою очередь, влечет за собой высокие штрафы за непроведение или неправильное проведение спецоценки как в отношении работодателя, так и в отношении экспертной организации.

Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.

Во-первых, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах – в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.

На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:

  • рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
  • В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.
  • Во-вторых, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.

    В-третьих, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

    Что еще нового?

    Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:

    • оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) – в отличие от аттестации, где оценивалась  обеспеченность средствами индивидуальной защиты

    • возможность улучшения установленного класса условий труда при применении эффективных СИЗ
    • обязанность работодателя уведомлять организацию, проводящую СОУТ, об утверждении отчета, а также опубликовать на сайте организации материалы по итогам специальной оценки условий труда.

    В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?

    Результаты АРМ будут действительны в течение пяти лет со дня ее окончания, но не позднее 31.12.2018. В этот период не должно возникать обстоятельств, которые законодательно могли бы считаться основанием для проведения внеплановой СОУТ.

    Как часто нужно проводить СОУТ?

    Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.

    Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?

    АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.

    В СОУТ тот же принцип – процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. До 31.12.2018 года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.

    Вам нужно провести СОУТ, если:

    1. На рабочих местах не проводилась аттестация рабочих мест

    2. Срок действия аттестации рабочих мест заканчивается

    3. Если вы хотите пересмотреть номенклатуру и объем гарантий и компенсаций, установленных по результатам АРМ

    4. Если на рабочих местах, на которых ранее проводилась АРМ, наступили условия проведения внеплановой СОУТ.

    Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?

    Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий:

    • работающие на дому
    • работающие дистанционно
    работающие
    с физическими лицами, не являющимися ИП. 

    ecostandardgroup.ru

    Чем СОУТ отличается от аттестации рабочих мест?

    Признанная неэффективной АРМ заменена в 2014 году на спецоценку условий труда, или СОУТ. Несмотря на то что обе процедуры разработаны для защиты здоровья человека от вредных воздействий производственной среды, спецоценка кардинально отличается от аттестации рабочих мест. Полностью изменена процедура оценки производственных условий: начиная от лиц, проводящих ее, заканчивая порядком оплаты услуг, задач, решаемых экспертами.

    Разница между АРМ и СОУТ

    • Когда проводилась аттестация, комиссия оценивала фактическое положение вещей: есть опасность для здоровья или нет,
    • какие меры приняты к снижению вредных воздействий.

    Во время СОУТ оцениваются не только условия работы, но и меры социального обеспечения персонала (от организации питания на производстве до санаторно-курортного лечения сотрудников). Эксперты, проводящие спецоценку, дают рекомендации, разрабатывают план мероприятий по защите здоровья.

    Государство ввело меры материального стимулирования добросовестных работодателей, выполняющих рекомендации экспертов: уменьшение страховых и пенсионных взносов, компенсация расходов на СОУТ из бюджетных выплат. Основные отличия между двумя процедурами:

    • Срок проведения: прошедшим реорганизацию или вновь созданным предприятиям на АРМ отводился год, теперь этот срок сокращен вдвое.
    • Для проведения СОУТ нанимают компанию, прошедшую аккредитацию, имеющую в штате не менее 5 лицензированных экспертов.
    • Появилось исключение: для удаленных рабочих мест надомников спецоценка не проводится. Ранее четкого регулирования этого вопроса не было.
    • Предусмотрена возможность не проводить замеры на рабочих местах, признанных безопасными для здоровья. То есть, если проводится спецоценка фармацевтического производства, рабочее место секретаря директора будет признано безопасным для здоровья без специальных исследований. Это снижает материальные и временные затраты, ранее такого не было.
    • Убрана необходимость оценки каждого рабочего места на травмоопасность.
    • Добавлена возможность снижать класс опасности, если сотрудники снабжены эффективными средствами индивидуальной защиты, а, значит, уменьшать бюджетные выплаты.
    • Стало проще отчитываться перед Государственной инспекцией труда: аттестованная компания, делавшая спецоценку, сама передает данные в течение 10 дней с момента утверждения результатов работодателем, нанявшим ее.
    • Разрешено в течение 30 дней с момента окончания проверки разместить ее данные в открытых интернет-источниках.
    • По результатам проверки введена гибкая сетка страховых тарифов от 0 до 8%.
    • Факторы, наносящие вред здоровью, оценивают только там, где они есть, а не на каждом существующем рабочем месте.
    • Работодателя обязали отправлять персонал с опасными или вредными условиями труда 2–4 степени в дополнительный оплачиваемый отпуск.
    • Рабочая неделя сокращена до 36 часов только для сотрудников, работающих во вредных условиях 3 и 4 степени.
    • Дана возможность 20% компенсации затрат на спецоценку из бюджетных платежей.

    Все перечисленные изменения закреплены в последней редакции Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

    Популярные вопросы

    Сейчас уже не нужно проводить АРМ?

    Да, процедура аттестации рабочих мест отменена, теперь проводят спецоценку условий труда.

    Нужно ли проводить СОУТ для удаленных сотрудников?

    В законе четко написано: СОУТ не нужна надомникам, сотрудникам, работающим удаленно. Это правило также касается людей, работающих на физических лиц, не зарегистрировавших ИП. Мы готовы ответить на любые вопросы, касающиеся спецоценки условий труда, лично. Наши эксперты проведут СОУТ в Москве и Московской области, подготовят необходимый пакет документов для получения компенсации расходов из ФСС.

    sunmed.pro

    Чем специальная оценка условий труда отличается от аттестации рабочих мест?

    Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.

    Отмена АРМ связана с непродуктивностью процедуры. Во-первых потому, что не достигалась одна из основных целей – улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии. Со спецоценкой немного все иначе: снизив многие барьеры в установленном порядке проведения процедуры, она тем самым стимулирует работодателей выполнять свои обязательства. Например, чтобы уменьшить размер выплат дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ ранее результатов АРМ было недостаточно, нужно было проводить и собственно спецоценку. Выделив СОУТ в самостоятельный институт, трудозатраты работодателя удалось минимизировать – достаточно провести процедуру, ее результатов будет достаточно для достижения большинства целей в области охраны труда (ОТ, – ред.).

    Сказать о том, что раз уж спецоценку выделили в отдельный институт и процедура имеет уникальный порядок, нельзя, так как СОУТ сохранила в себе лучший опыт традиционной процедуры АРМ. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения нет и что спецоценка – практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, спецоценка отличается от АРМ. Чем?

    Начнем с того, что СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения АРМ по условиям труда» от 26.04.11 года. На уровень федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа». В установленные сроки Минтруд уложился.

    Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ, – ред.), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде.

    Кстати, при спецоценке появляется новый участник – эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший в лаборатории более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профподготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Минтруде. Теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ. И таких экспертов в штате лаборатории должно быть не менее пяти, включая врача по гигиене труда. Вся информация об экспертах теперь будет храниться в открытом доступе в специальном реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ на сайте Минтруда.

    Был подкорректирован состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.

    При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени. Подробнее здесь. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

    Периодичность проведения оценки остается прежней – 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа – пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

    Понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.)» и «декларирование соответствия условий труда» появились впервые при спецоценке. Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам№1 и №2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры.

    Относительно декларирования. При АРМ существовала схожая с процедура – сертификация организации работ по ОТ, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем. Отмена обязательной сертификации – в некотором роде послабление для бизнеса, так как она осуществлялась на коммерческой основе, а декларирование – совершенно бесплатно, да к тому же с рядом преимуществ для работодателей.

    На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

    Как было при АРМ. Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот травмоопасность была исключена по ряду причин. Узнайте подробнее здесь.

    Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.

    Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации несет организация по СОУТ. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.

    Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение – ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь:


    Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’

    Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.

    Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям законодательства.
    Читать на сайте 1CERT.RU

    edinyiystandart.livejournal.com

    Аттестация рабочих мест по условиям труда

    Аттестация рабочих мест предшествовала специальной оценке условий труда. В статье расскажем, чем процедура АРМ отличается от СОУТ, каковы цели и порядок проведения, а также действительны ли её результаты сейчас.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда?

    Аттестация по условиям труда (далее по тексту – АРМ) предшествовала СОУТ, которая была введена с 1 января 2014 года. Тем не менее, результаты аттестации действительны и поныне, поскольку установленные до 1 января 2014 г. компенсации не могут быть отменены, если фактические УТ на рабочих местах остались прежними.

    внимание

    Работодатель сможет отменить установленные по итогам АРМ льготы, только если при изменении технологического процесса были улучшены условия труда,.

    Пример 1

    В 2011 году была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в ходе которой работнику установили вредные УТ подкласса 3.2. При проведении СОУТ в 2016 году на рабочем месте определены допустимые условия. Но при этом не произошло изменений в оборудовании или в технологии, в применяемом сырье и материалах. Поэтому, согласно 421-ФЗ, работодатель обязан сохранить систему компенсаций, установленную АРМ.

    Пример 2

    В 2012 году была проведена АРМ, по которой работнику установили вредные УТ подкласса 3.1. В дальнейшем СОУТ показала, что в настоящее время условия на данном рабочем месте допустимые.

    Улучшение произошло вследствие того, что работодатель приобрел новую технологическую линию и снизил уровень воздействия ВОПФ до допустимого (шум, вибрация, физические и сенсорные перегрузки, повышенная температура воздуха). В результате гарантии должны быть отменены с предупреждением работника за 2 месяца. Дата издания приказа об отмене льгот должна соответствовать дате утверждения отчета о спецоценке.

    Что такое аттестация рабочих мест по охране труда

    Аттестация рабочих мест по условиям труда – это совокупность мероприятий, включающих комплексную оценку каждого рабочего места на предмет его соответствия современному научно-техническому и организационному уровню. Такое оснащение рабочего места должно способствовать повышению производительности труда и высокому качеству выпускаемой продукции.

    Термин используется с 1986 года, таким образом, институт АРМ успешно действовал более двадцати семи лет.

    Процедура представляла собой исследование условий труда на рабочих местах, которое проводили аккредитованные организации. При этом использовалась специально утвержденная методика, в соответствии с приказом МЗСР 342н.


    Цель проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

    Целью АРМ является инструментальное исследование условий трудовой деятельности, обоснование назначения гарантий и компенсаций работающим во вредных и опасных условиях труда, а также выработка плана мероприятий по улучшению УТ, предупреждению травматизма и профилактике профзаболеваний.

    Читайте по теме в электронном журнале

    Чем отличается аттестация рабочих мест от специальной оценки условий труда

    Специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест отличаются принципиально.

    Впервые вводится процедура идентификации производственных факторов.

    Ранее АРМ не проводилась в отношении рабочих мест, оборудованных ПЭВМ.

    Есть и другие принципиальные отличия в процедурных вопросах, например, нет больше понятия «первичная» и «повторная» АРМ. Теперь спецоценка бывает плановая и внеплановая.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда – порядок и сроки проведения

    В ходе АРМ оценивались:

    В итоге выставлялась комплексная оценка условиям труда, оформлялись карта и сводная ведомость.

    Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда

    АРМ была обязательна для каждого работодателя и проводилась по договору ГПХ аккредитованными организациями. Для её проведения издавался приказ, в котором следовало указывать членов комиссии и председателя, сроки проведения, наименование аккредитованной организации.

    Состав комиссии формировался с учетом необходимости наличия представителей одной или нескольких привлекаемых аттестующих организаций. Сейчас это правило исключается законом № 426-ФЗ: в составе комиссии могут быть только стороны трудового договора – работодатель и представители работников, без участия экспертной организации.

    Периодичность и срок аттестации рабочих мест по условиям труда

    Результаты АРМ действуют пять лет.

    На местах с 1 и 2 классом УТ, которые были установлены в ходе первичной аттестации, повторную аттестацию проводить не нужно. На таких рабочих местах СОУТ нужно провести не позже 31 декабря 2018 года.

    Для остальных РМ спецоценка должна быть проведена безотлагательно, если истек срок действия предыдущей АРМ, или она вообще не проводилась: сюда относятся работающие по профессиям, перечисленным в списке 1 и 2 (досрочная пенсия), а также трудящиеся под воздействием вредных и опасных факторов, как это указано в ч.6 ст.27 426-ФЗ.

    пример

    В организации была проведена АРМ 20 сентября 2012 года. Имеются 50 рабочих мест подкласса 3.1, 10 рабочих мест подкласса 3.2, а также 40 рабочих мест с допустимыми условиями труда 2 класса. Следовательно, не позднее 19 сентября 2017 года должна была быть проведена СОУТ: в первую очередь в отношении рабочих мест с 3.1 и 3.2 подклассами, а затем – в отношении рабочих мест с допустимыми условиями – до 31 декабря 2018 года.

    Срок хранения документации по результатам аттестации составляет от 45 до 75 лет (при тяжелых условиях труда, к которым относятся особо вредные – начиная с подкласса 3.3 и выше).

    Читайте также:

    www.trudohrana.ru

    Сравнение СОУТ и АРМ | СОУТ

    Значимые условия в которых эти процедуры отличаются

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
    УСЛОВИЙ ТРУДА

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

    Общие вопросы проведения оценки условий труда

    Срок первичного проведения

    На вновь созданных рабочих местах (а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса) должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.

    Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

    Рабочие места — исключения

    не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

    в отношение надомников, дистанционных работников не было четко урегулировано, исключение составляли лишь офисные рабочие места, что фактически сохранилось и в специальной оценке условий труда через механизм декларирования соответствия условий труда нормативным требованиям

    Приведение наименований должностей и профессийв соответствие с наименованиями, указанными в ОКПДТР

    нет необходимости

    рекомендовалось

    Возможность декларировать соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда без проведения измерений.

    Предусмотрено в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, и соответственно,  условия труда признаны комиссией допустимыми.

    не было предусмотрено

    Необходимость проведения оценки травмоопасности рабочих мест

    отсутствует

    проводилась на всех рабочих местах

    Возможность снизить подкласс условий труда при применении эффективных СИЗ

    предусмотрено, по результатам проведения оценки эффективности СИЗ

    отсутствовало

    Срок ознакомления работников с результатами оценки условий труда

    не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета

    не был четко определен

    Необходимость подачи отчета по результатам проведения в Государственную инспекцию труда

    Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета все необходимые сведения.

    аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (АС АКОТ),
    работодателем в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации

    Размещение работодателем на своем официальном сайте в Интернете сводных данных о результатах проедения

    в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда

    не было предусмотрено

    Назначение дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по результатам проведения в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, для которых предусмотрен досрочный выход на пенсию

    Опасный — 48%

    независимо от результатов проведения АРМ:

    Вредный — 3.47%
    Вредный — 3.36%
    Вредный — 3.24%

    2014 год

    6%

    Вредный — 3.12%

    2015 и последующие годы

    9%

    Допустимый — 2

    0%

    Оптимальный — 1

    Измеряемые / оцениваемые вредные факторы производственной среды и трудового процесса

    Параметры микроклимата

    только на рабочих местах производственных помещений, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным  источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда) и на открытой территории

    на всех рабочих местах

    Виброакустические факторы (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук)

    только на рабочих местах производственных помещений, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся  источником указанных виброакустических факторов

    на всех рабочих местах

    Параметры световой среды

    только при выполнении прецизионных работ высокой и наивысшей точности с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при работе на видео-дисплейных терминалах при наблюдении за большим количеством объектов на экране, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, а также на рабочих местах, на которых проводятся работы на высоте, а также существует опасность травмирования работников вследствие воздействия движущихся частей машин и механизмов, транспортных средств

    на всех рабочих местах

    ЭМП

    За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

    до февраля 2013 измерения уровней ЭМП и ЭСП проводились на всех рабочих местах, где присутствовало оборудование — источник полей, а с введением в действие изменений (приказ №590н), офисные рабочие места стали исключениями

    Тяжесть трудового процесса

    только на рабочих местах, на которых работниками осуществляется выполнение обусловленных технологическим процессом (трудовой функцией) работ по поднятию и переноске грузов вручную, работ в вынужденной позе или позе стоя, при перемещении в пространстве более 5 км за смену

    на всех рабочих местах, где присутствовали хоть какие-то физические нагрузки

    Напряженность трудового процесса

    только при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, производственных процессов конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования

    на всех рабочих местах

    Гарантии и компенсациипри вредных условиях труда

    Оплата труда в повышенном размере

    на усмотрение работодателя, но не менее 4%

    на усмотрение работодателя, но не менее 4%

    Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

    Предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
    Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена денежной компенсацией.

    на усмотрение работодателя, но не менее 7 календарных дней

    Сокращенная продолжительность рабочего времени

    Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю.
    Может быть заменено на денежную компенсацию при определенных условиях.

    на усмотрение работодателя, но не более 36 часов в неделю

    Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов

    пока не изменилось

    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н
    (ред. от 19.04.2010)
    «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»

    Обеспечение лечебно-профилактическим питанием

    пока не изменилось

    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н
    «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»

    Право на досрочное назначение трудовой пенсии

    пока не изменилось

    Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10
    (ред. от 02.10.1991)
    «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»

    Проведение периодических медицинских осмотров

    пока не изменилось

    Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 15.05.2013) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

    xn--n1afed.xn--c1avg

    Отличия СОУТ И аттестации рабочих мест

    Отличия аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) и специальной оценки условий труда (СОУТ).

     

    Еще раз об отличиях аттестации рабочих мест (АРМ) и специальной оценки условий труда (СОУТ):

     

    ОТЛИЧИЯ ДВУХ СИСТЕМ   В ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

    Аттестация рабочих мест (АРМ)

    Спецоценка условий труда (СОУТ)

    1. Аттестация проводится работодателем и аккредитованной   организацией1. Спецоценка проводится работодателем, аккредитованной   организацией и экспертом
    2. Имеет три итоговые оценки:- класс условий труда (от 1 до 4)

    – обеспеченность СИЗ

    – оценка по травмоопасности

    2. Имеет одну итоговую оценку- класс условий труда (от 1 до 4)
    3. Критерии оценки и классификации условий труда,   основанные на различных принципах гигиенического нормирования3. Критерии оценки и классификации условий труда,   основанные на едином принципе нормирование – оценка вреда здоровью работника
    4. Измерения проводятся на всех рабочих местах4. Отдельные РМ могут декларироваться работодателем как   «безопасные» без проведения измерений
    5.Результаты АРМ в основном касаются взаимоотношений   РАБОТОДАТЕЛЯ и РАБОТНИКА при установлении компенсаций 

    Функция ГОСУДАРСТВА – надзор и контроль

    5. Результаты СОУТ применяются как для компенсаций   работникам, так и отчислений во внебюджетные фонды ПФР, ФСС (пенсионный фонд,   фонд социального страхования), т.к. от результатов СОУТ зависит величина   тарифа.Функция ГОСУДАРСТВА – надзор и контроль, получение средств

    sout.info