Муниципальная служба

Телефон «горячей линии» для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции: 23-02-03

 
 
grafik3
 
info konkurs
 
grafik1

Анонсы

Опросы

Обращались ли Вы в этом году за получением государственной или муниципальной услуги или услуги государственного или муниципального учреждения в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), Портал государственных и

Полезные ссылки

Вопрос:

Муниципальный служащий увольняется из одного муниципального образование и принимается на работу в другое. Личное дело по запросу переходит за ним. При приеме в новое муниципальное образование кадровый работник опять запрашивает все документы. Правильно ли это?

Ответ:

Если муниципальный служащий увольняется из одного муниципального образования в другое муниципальное образование путем перевода, то кадровый сотрудник принимает личное заявление и собственноручно заполненную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии муниципального служащего.

При приеме на работу в муниципальное образование гражданина кадровый сотрудник запрашивает полный пакет документов для ведения личного дела муниципального служащего. (Ст. 30 Федерального закона 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Разъясните содержание принципа внепартийности муниципальной службы.

Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает для муниципального служащего запрет на создание в органах местного самоуправления структуры политических партий. Муниципальный служащий не имеет также право использовать свое должностное положение в интересах политических партий и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям.

Данный запрет обусловлен принципом внепартийности муниципальной службы, который направлен на обеспечение независимости муниципального служащего от влияния политических партий при исполнении им своих обязанностей. Вместе с тем указанная норма не означает, что муниципальный служащий лишается конституционного права на объединение. Как гражданин Российской Федерации он может являться членом политической партии.

Правомерно ли создание конкурсной комиссии в каждом органе местного самоуправления или положения статьи 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» подразумевают создание только одной указанной комиссии?

Статьей 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Основное правовое содержание данной нормы заключается в определении органа местного самоуправления, который наделяется полномочиями по регулированию вопроса создания конкурсной комиссии.

Использование в указанной норме единственного числа следует рассматривать как грамматический прием, а не как требование о создании в муниципальном образовании только одной конкурсной комиссии. Поэтому указанная комиссия может создаваться и в аппарате представительного органа муниципального образования, и в местной администрации, и в аппарате иных органов местного самоуправления. Но порядок формирования всех конкурсных комиссий определяется представительным органом муниципального образования.

Вместе с тем названное положение статьи 17 Федерального закона N 25-ФЗ позволяет создать одну конкурсную комиссию, если соответствующее решение будет принято представительным органом муниципального образования.

Кто вправе привлечь главу администрации, назначенного на эту должность по контракту, к дисциплинарной ответственности: глава муниципального образования или представительный орган муниципального образования?

Глава местной администрации, назначенный на эту должность по контракту, является муниципальным служащим. В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3 статьи 2).

Согласно части 6 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Таким образом, в данном случае представителем нанимателя (работодателем) выступает глава муниципального образования, который может наделяться правом привлечения главы администрации муниципального района к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем привлечение главы администрации к данному виду ответственности возможно при условии закрепления этого в контракте с ним.

Соответствует ли требованиям действующего федерального законодательства заключение контракта с гражданином, назначенным представительным органом муниципального образования на должность муниципальной службы главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок 5 лет, если на момент заключения контракта указанный гражданин достиг возраста 64 года? 

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Порядок замещения должности главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности определяется 37 статьей Федерального закона N 131-ФЗ.

В соответствии с частью 2 указанной статьи главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Особенности порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации установлены в части 5 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ.

Часть 10 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта. Достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, в указанный перечень не входит. Необходимо отметить, что это специальные нормы по отношению к общим нормам как Трудового кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ).

Применение норм части 7 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ и части 10 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ в совокупности и системной взаимосвязи позволяют прийти к выводу, что к главе местной администрации, назначенному на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, не может быть применено дополнительное основание для расторжения контракта, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 25-ФЗ.

По данному вопросу к указанному лицу применяются специальные нормы, предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ.

Учитывая изложенное, контракт с главой местной администрации не может быть расторгнуть при достижении им 65 лет.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Данная норма позволяет заключить контракт с главой местной администрации, достигшим 64-летнего возраста, на тот срок, который установлен уставом муниципального образования, например, на пять лет, поскольку на момент заключения контракта указанное лицо не достигло предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Структурные подразделения местной администрации наделены правами юридического лица. Являются ли их сотрудники в этом случае муниципальными служащими?

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном правовыми актами, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления. Таким образом, деятельность муниципального служащего направлена на обеспечение исполнения полномочий органа местного самоуправления как органа публичной власти.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местная администрация - это орган местного самоуправления, причем его наличие в муниципальном образовании обязательно. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В соответствии с частью 7 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица и согласно части 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Кроме того, согласно части 3 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ правами юридического лица могут также наделяться органы местной администрации (территориальные и функциональные).

Из приведенных норм следует, что наделение правами юридического лица не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления, а ее структурных подразделений - как органов местной администрации. Следовательно, сотрудники данных структурных подразделений обеспечивают исполнение полномочий органа местного самоуправления, поэтому они является муниципальными служащими. Не влияет на статус указанных лиц и то, в какой организационно-правовой форме орган местного самоуправления действует как юридическое лицо.

Вправе ли глава муниципального образования по требованию надзорных органов единолично (без решения представительного органа муниципального образования) досрочно расторгнуть контракт с главой местной администрации?

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Тем самым законодатель вывел главу местной администрации в этой части из-под общего регулирования, содержащегося в Федеральном законе N 25-ФЗ и Трудовом кодексе Российской Федерации, установив специальное регулирование в Федеральном законе N 131-ФЗ.

Вопросам досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, расторжения с ним контракта посвящены части 10 и 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ. При этом часть 10 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ содержит основания для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, а частью 11 этой статьи урегулирован порядок расторжения контракта с главой местной администрации. Расторжение контракта возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке.

Согласно пункту 6 части 6 статьи 36, пункту 7 части 10 статьи 37, пункту 5 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ вступление в законную силу обвинительного приговора суда является основанием досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В этом случае представительным органом муниципального образования должно быть принято соответствующее решение, констатирующее наличие основания для досрочного прекращения полномочий указанного лица.

После этого контракт с главой местной администрации должен быть расторгнут.

Вправе ли муниципальный служащий осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе?

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования не вправе замещать муниципальную должность муниципальной службы.

Данное ограничение распространяется независимо от того, на постоянной или непостоянной основе депутат представительного органа муниципального образования осуществляет свои полномочия.

Вправе ли органы местного самоуправления отказаться от создания кадрового резерва в связи с его практической нецелесообразностью?

Статьей 33 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) прямо определено, что в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы.

Из этого следует, что каждое муниципальное образование, руководствуясь соображениями целесообразности, а также учитывая конкретную кадровую ситуацию и принимая во внимание специфические особенности поселения, вправе самостоятельно принять решение о необходимости формирования кадрового резерва.

При этом акты субъектов Российской Федерации, различные положения по вопросу формирования кадрового резерва и порядку организации работы с ним должны носить рекомендательный характер.

Что касается вида кадрового резерва, то следует заметить, что федеральным законом предусматривается формирование «кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы». При этом федеральным законодателем не оговаривается, все ли категории должностей муниципальной службы должны замещаться из кадрового резерва.

Право принятия решения относительно групп и категорий должностей муниципальной службы, которые будут замещаться на основе кадрового резерва, принадлежит муниципальному образованию.

 

Допускается ли замещение должностей муниципальной службы заместителя главы сельского поселения и специалиста администрации сельского поселения лицами, состоящими в близком родстве, если структура администрации не предусматривает наличие отделов (служб), следовательно, подчиненность одного из них другому не может быть опосредована другими муниципальными служащими?

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа.

Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен. Таким образом, в указанной статье Федерального закона N 25-ФЗ речь идет о совместном осуществлении служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны.

На основании изложенного, если в администрации сельского поселения замещены должности муниципальной службы главы сельского поселения и специалиста администрации сельского поселения лицами, состоящими в близком родстве, а структура администрации не предусматривает наличие отделов (служб), подчиненность одного из них другому не может быть опосредована другими муниципальными служащими. Соответственно в данном случае нарушается ограничение, установленное пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона N 25-ФЗ.

Если же структура администрации сельского поселения предусматривает наличие отделов (служб), и подчиненность этих лиц опосредована начальником отдела (службы), замещение указанных должностей муниципальной службы допускается.

Вместе с тем, для окончательного принятия решения о допустимости замещения должностей муниципальной службы заместителя главы местной администрации и ведущего специалиста администрации, состоящих в близком родстве, необходимо учитывать не только формальное наличие отделов (служб) в администрации, но и закрепленный за заместителем главы администрации объем полномочий.

С заместителем главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации, был заключен срочный трудовой договор. В настоящее время договор расторгнут в связи с истечением его срока. Соответствует ли это Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации»?

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, установленными данным Федеральным законом. В вопросе определения срока, на который с муниципальным служащим заключается трудовой договор, Федеральный закон N 25-ФЗ предусмотрел такого рода особенность. Она заключается в том, что в реестре должностей муниципальной службы субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Применительно к Федеральному закону N 25-ФЗ такими лицами являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе. Муниципальные служащие, замещающие указанные должности муниципальной службы, заключают трудовой договор на срок полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является органом местного самоуправления, причем постоянно действующим. Муниципальные служащие, замещающие должности в местной администрации, заключают трудовой договор на неопределенный срок. На определенный срок контракт заключается только с главой местной администрации в случае, если эта должность замещается по контракту. Если полномочия по руководству местной администрацией осуществляет избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, то срочный трудовой договор заключается с лицом, которое будет непосредственно обеспечивать исполнение им полномочий, например, помощник (советник) главы муниципального образования. Деятельность заместителя главы администрации направлена на обеспечение исполнения полномочий не главы местной администрации, а местной администрации как органа местного самоуправления. Поэтому с ним должен заключаться не срочный трудовой договор, а трудовой договор на неопределенный срок.